|
|||||||||||
Избранные материалы сайта
Новости сайта
(все новости...) |
4 апреля. Пятница.Иерусалим: «Город Давида». Прогулка по Старому городу, Стена плача, мусульманский квартал, Виа Долороза, Храм Гроба Господня, ночевка на постоялом дворе в центре города на улице Гиора. Сегодня мы увидим Иерусалим. Мне по-прежнему кажется, что все это сон, и я хочу только одного: чтобы время не торопилось, и чтобы я смогла насладиться каждой минутой. Встали рано, для нас просто невообразимо, - в 7 утра! Идит приготовила завтрак: омлет, кофе, хлебцы. А Митя преподнес мне еще до завтрака стакан свежевыжатого грейпфрутового сока. Сказка – да и только! В 8 утра мы уже в пути. Было довольно тепло, но небо затянуто тучами, и на лобовое стекло машины упало несколько капель… Дорога лежала прямо на восток, и почти сразу же, как выехали на иерусалимское шоссе, мы увидели разлегшиеся вдали хребты Иудейских гор: там Иордания, Мертвое море и Иерусалим, до которого ехать час. По обеим сторонам дороги раскинулись сельскохозяйственные угодья: апельсиновые рощи, виноградники, банановые плантации, засеянные поля… Мы проезжали по земле, на которой на протяжении человеческой истории шли постоянные войны. Мы видели поля, на которых 60 лет назад шли танковые бои. Как потом нам стало известно, мама Идит во время войны была инструктором по стрельбе из стрелкового оружия, отец тоже воевал. Вообще-то, Дебора по специальности учительница истории. Сейчас ей около 80-ти, она прекрасно выглядит, ведет активный образ жизни, и мы скоро с ней познакомимся. А отец Идит рано умер от рака… Километров за 20 до Иерусалима начался подъем в горы, поначалу совсем незаметный. Холмы по обеим сторонам дороги засажены хвойным лесом много лет назад. И вот дорога нырнула в узкое ущелье, за которое 60 лет назад шла ожесточенная битва – израильская армия пробивалась к Иерусалиму, а на вершинах холмов засели арабские стрелки. По этой обстреливаемой снайперами дороге туда-сюда из Иерусалима в Тель-Авив моталась Голда Меир. После ущелья мы поднялись еще выше, и перед нами возникли холмы Иерусалима… Проехали поворот к «Садам Андрея Сахарова», военное кладбище. Слева открылось великолепное зрелище на долину и окружающие ее холмы, по склонам которых раскинулись селенья. Въезжаем в город через еврейский квартал. Сегодня пятница. Еле продвигаемся по узким улочкам, по которым идут взрослые мужчины в черных одеждах и широкополых шляпах, держа за руку мальчиков и девочек, - наверное, ведут их в школы. Мы обратили внимание на то, что женщин на улицах практически нет. Скорее всего, потому, что сегодня канун субботы, и они готовятся к шаббату, убирают дома и готовят еду. Мужчины все без исключения в хасидских одеждах. Митя останавливает машину, чтобы лучше сориентироваться по карте, и вот мы петляем по улицам и улочкам Западного Иерусалима, спускаемся с крутого холма, вновь поднимаемся, еще один спуск… Уф, прямо американские горки! И вот, наконец, мы у стен Старого города, совсем недалеко от могилы Давида… Сколько всего я читала об этом Городе и видела его на фотографиях, но поверить теперь в то, что я, наконец-то, стою у его стен, мне было очень трудно… Мы подъехали с северо-западной стороны, под нами лежала знаменитая библейская долина Гай Бен Хином, наиболее известная как «геенна огненная». Именно здесь осуществлялись языческие культы человеческих жертвоприношений, в том числе и евреями, которых яростно проклинал великий опальный пророк Иеремия. Но, между прочим, обустроить это место для подобных жертвоприношений упросили Соломона его многочисленные жены-чужестранки. В древности здесь находилось языческое капище Тофет, где хананеане служили кровожадному богу Молоху и приносили ему человеческие жертвы. При Давиде Тофет был разрушен, но Соломон восстановил его (1 Мелахим 11:6), - видимо, из политкорректных соображений... Почему именно долина Гай Бен Хинном была выбрана местом для отправления столь жестокого культа Молоха – неизвестно. Но в библейские времена не только простые иудеи приносили в долине в жертву кровавому идолу собственных детей, но и особы царских кровей сжигали здесь своих сыновей и дочерей. В 620 г. до н. э. иудейский царь Иосия уничтожил это капище, место было предано проклятию и превращено в городскую свалку. Здесь постоянно горел огонь для уничтожения мусора и гнили, клубы дыма поднимались над долиной. Так продолжалось 500 лет, и только Ирод убрал отсюда мусор и построил здесь водосборный бассейн для накопления воды ручьев и источников долины Гихона. Иосиф Флавий описывает это место времен царя Ирода как «Змеиный бассейн». После смерти Ирода здесь опять образовалась свалка. В 16 веке султан Сулейман Великолепный восстановил бассейн, используя остатки технических сооружений, сохранившихся еще со времен Ирода. А сейчас здесь…огромный концертный зал – амфитеатр под открытым небом… Мы поднялись еще выше, оставили машину на стоянке и пешком отправились в сторону «Мусорных ворот» Старого города. В город пока решили не входить, а спустились в долину Гихона, туда, где Давид основал свой город 3 тысячи лет назад. Именно с этого времени начинает свой отсчет еврейская история Иерусалима, хотя Иерусалим существовал к этому времени уже 1000 лет. Ур Салем, Ир Шалем, Иевус, Иерушалаим – это все его названия. Авраам пришел сюда из Месопотамии, из Ура. Здесь соединились пути трех дорог: иудейской, мусульманской, христианской. Шилоах… Место Божественного присутствия. Но почему именно здесь? Попробуем разобраться… Город Давида – вполне осязаемое явление, а не только легенда. Откуда начинались города? От воды, ее источников. Для таких городов как Иерусалим это было вопросом жизни и смерти. Давид родился в Бейт-Лехем (Вифлееме), и Иисус…Там же, кстати, находится и могила Рахили… - это совсем рядом, к югу от Иерусалима, но мы туда не поедем... Бейт-Лехем означает «Дом хлеба». Да, совсем забыла! Давид стал царем 2-х объединенных царств – Израиля и Иудеи, правил 33 года со столицей в Иерусалиме, а до этого 7 с половиной лет был царем Иудеи со столицей в Хевроне. К моменту прихода Давида к подножию горы Мориа здесь жили иевусеи, а город, по-видимому, и назывался Иевус. Давид остановился в том самом месте, где бурлил источник Гихон. Отсюда началось строительство города. Отсюда войско Давида двинулось на штурм Иевуса… Мы бродили в этом археологическом парке 4 часа, и я в полной мере познакомилась с иерусалимским солнцем! Забыла взять с собой солнцезащитный крем, который Митя заботливо припас, и наши рожицы к середине дня основательно поджарились. И это, не смотря на то, что было довольно свежо: всего 17 градусов, ветер холодный, но солнце…Хорошо еще, что большая часть экскурсии проходила под землей. Дело в том, что Давид никогда бы не взял штурмом хорошо укрепленную крепость Иевус, если бы не нашел единственно верного решения: его воины прорыли подземный ход с двух сторон, по руслу ручья Гихон, и вошли в город. Все это реально раскопал англичанин Уоррен в начале 50-х годов 20-го века, и сейчас здесь великолепный экскурсионный объект. Мы спустились вниз, в пещеру, прошли по узкому коридору, в котором мои мужчины залезали в темные ниши и пещерки, вышли в просторную подземную комнату, под которой на глубине 13 метров и сегодня течет знаменитый ручей. По каменным ступенькам мы спустились к его руслу, как 3 тысячи лет назад спускались сюда жители города, чтобы набрать воды. Здесь же был помазан на царство Соломон… Сегодня туристы за определенную плату могут пройти шлёпая босыми ногами по ручью и выйти на поверхность к царскому бассейну. Митя не решился устроить нам такой экстрим, опасаясь нашей простуды в первый же день путешествия. Не скрою – соблазн был велик, но мы пошли по сухому подземному тоннелю, по тому самому, по которому прошли когда-то воины Давида. Довольно узкое место. Снизу, в искусственный пол, - вмурованы слабые лампы-подсветки, так что, вполне можно озираться по сторонам и трогать ладонями тысячелетние камни, которые трогали библейские персонажи… Вот это да… Вышли на поверхность в районе арабской деревни, в бывшей долине реки Кидрон. У самого выхода тропинка снова повела нас вверх, вдоль старинных стен Давидова города. Этот участок был огорожен как часть археологического парка и, чтобы попасть на его территорию, нужно было пройти мимо контрольного пункта, охраняемого израильскими солдатами. На иссушенных глинистых дорожках между глубокими древними рытвинами и пещерами в большом количестве стали попадаться гигантские (длиной более 20 см) кивсяки – животные типа членистоногих, класса многоножек, безобидные родственники ядовитой крымской сколопендры, одна особь которой в это время «гостила» у нас дома в Москве. Дима, конечно же, не мог оставить это событие без внимания. Известно, что учеными описано около 8 тысяч видов двупарноногих (кивсяков). Они широко распространены по миру и довольно сильно различаются размерами, достигая в длину 28 см. Образ жизни ведут сухопутный, малоподвижный и скрытный. Дима собрал парочку с собой, а одну особь показал прямо на ладони иностранным туристам. Они с интересом и опаской рассматривали потомка этих, возникших ещё в каменноугольном периоде, древних животных. Несомненно, что на склонах Иерусалимских гор их …давили ещё дети племён, предшествующих иевусеям. Пока мои мужчины были заняты - кто кивсяками и иноземцами, а кто изучением путеводителя, - я обратила внимание на гортанные крики, несущиеся откуда-то сверху. Подняла голову и увидела 2-х юношей – арабов, идущих по дороге примерно в 10-ти метрах над нами. Один из них снова что-то закричал и показал мне неприличный жест. Я ускорила шаг и догнала своих спутников. Они тоже слышали крики, но всей картины в целом не видели. Мы прошли еще немного вперед. Тут из наблюдательного пункта выбежал израильский солдат (с автоматом наперевес) и устремился куда-то вниз. Арабские деревни были и слева, и справа… Надеюсь, что на этом инцидент был исчерпан… После осмотра нами царского бассейна времен Давида мы поднялись по лестнице ещё выше и снова уперлись в «полосу разделения» - гробницу египетской царевны, жены Соломона. Но ее мы уже посмотреть не могли: израильский охранник предупредил нас (на чистом русском языке), что спускаться в эту пещеру не рекомендуется, «она не контролируется нами». Мы спустились в грот, а Дима даже заглянул в темноту, но более решили не рисковать. Мы вернулись к началу осмотра, немного отдохнули в тени оливковых деревьев и решили возвращаться к машине, чтобы пообедать приготовленным Идит вкусным завтраком: хумус (турецкий горох), фаршированная рыба, хлеб и фрукты. А впереди нас ждала еще прогулка по Старому городу! Жизнь прекрасна… Мы возвращались к машине по той же дороге, что и пришли в город, но только сейчас, случайно остановившись на мосту, заглянули вниз и увидели, что прямо под нами проводятся археологические раскопки. Вглядевшись повнимательнее, мы обнаружили, что раскапывают какое-то грандиозное сооружение с колоннами. И тут Митя вспомнил, что года два назад газеты писали о найденном Дворце Давида в Иерусалиме, и эта новость была названа тогда сенсацией. Ну, конечно, именно здесь, у подножия горы Мориа и остановился Давид! Эта сенсация у нас перед глазами! Раскопки еще продолжаются, и поэтому ближе рассмотреть то, что накопали учёные, пока не представляется возможным… Навстречу нам целыми семьями идут мусульмане, - по-видимому, возвращаются из Старого города к себе домой в окрестные деревни. Сегодня пятница, и на Храмовую гору мы вряд ли попадем. В мечетях Омара и Аль-Акса пройдут пятничные молитвы, и для туристов вход на Гору будет закрыт. Да и в другое время евреи предпочитают туда не подниматься… Как странно – все сошлось в одной точке: иудейская святыня Камень Мироздания, - место, где Авраам должен был принести в жертву Богу своего единственного сына Исаака, и место вознесения в рай Мухаммеда… Правда, эти два события отстоят по времени друг от друга на тысячелетия! В Старый город мы вошли через Сионские ворота, ключи от которых евреи получили в апреле 1948 года, незадолго до ухода англичан из Палестины. Их принес раввину Иерусалима старый иудей: «От 70-го года новой эры и до сего дня никогда ключи от Иерусалима не находились в руках евреев»… Есть от чего заплакать мужчинам. Налево – армянский квартал, направо – еврейский. Мы идем в еврейский. И сразу погружаемся в средневековье. Сон это или явь? Доминирующий цвет еврейского квартала – белый. Белый камень, песчаник. Главная площадь четырех синагог, а от нее вглубь разбегаются лабиринты узких улочек, чистые дворики. Улицы настолько узки, что, взмахнув руками, можно дотронуться ладонями до противоположных стен. Сквозь каменные плиты из земли прорываются роскошные апельсиновые деревья, и это сочетание белого камня и оранжевых плодов в зеленой кроне придает кварталу праздничный вид. Выходим на небольшой пятачок, где расположились кафе. И сразу видим, как много здесь туристов! Мы пьем чай, фотографируемся и спускаемся в итальянский дворик, а дальше – Базарная улица Мусульманского квартала. Прямо под нами расположена часть подпорной стены 2-го Храма, но ее мы увидим не сегодня. Сегодня – Стена плача… На базаре нас приняли за французов – благодаря пальто, которое было на мне, и нездешнему виду моего мужа. Это элегантное серое пальто Идит утром предложила взять с собой, потому что в Иерусалиме, как она справедливо полагала, будет прохладно. И она оказалась абсолютно права! Без пальто я бы превратилась в цуцика! Чего нам только не предлагали на Базарной улице: оружие, серебро, изделия из дерева, фрукты, экзотические сладости, орехи! Цвет мусульманской улицы – это цвет почерневшего от времени камня (того же известняка) и невыносимо ярких красок восточного базара. Мы поняли, что нужно срочно отсюда уходить, иначе разоримся! Но надо же еще и выход отыскать… Ну, вот, мы опять в еврейском квартале, вышли к раскопкам древней крепостной стены хасмонейского периода, т.е., 2-1 вв. до н. э. Молодцы они, все-таки, эти евреи! Вот раскопали кусочек истории, сразу привели его в порядок и открыли для свободного осмотра, - глядите, восхищайтесь, удивляйтесь, господа путешественники! В какой-то момент мы поняли, что банально заблудились! По нескольку раз проходили одно и то же место! Присели на лавочку – отдохнуть, сориентироваться… Чуточку вернулись назад, нырнули в переулок, и вот – перед нами известная на весь мир Стена плача. На первый взгляд – ничего особенного… Но это только на первый взгляд. Мы на смотровой площадке, и вся площадь со Стеной перед нами как на ладони. Внизу, у самой Стены движутся маленькие фигурки людей, а прямо под нами – опять археологические раскопки старинной иерусалимской улицы. Где я? Кто я? И какое столетье на дворе? Я ощутила абсолютное слияние с вечностью, ведь все, что я вижу перед собой, существует уже 2, 5 тысячи лет… Это тот самый город, который простоял все это время, и так же, как много веков назад, воздух его улиц освежает мое лицо. Можно ли не сойти с ума, не исчезнуть, не раствориться в пространстве, хотя бы на мгновение осознав все это?! Можно… Я ведь – не сошла, не исчезла, не растворилась. Но я уже не та, какой была до сих пор, до Иерусалима… И вот я иду в женскую половину Стены, беру стульчик и сижу, уставившись в одну точку. И плачу. И не могу думать. Только вбираю в себя этот воздух, которым дышали миллионы евреев, так никогда и не увидевшие своего Иерусалима… Митя тоже спустился на свою половину. Только Дима остался в нейтральной зоне – никуда не пошел, испугавшись, как он потом объяснил, слишком сильных переживаний…экзальтации, к которой склонен. На Храмовую гору, как мы и предполагали, нас не пустила израильская полиция – началась пятничная молитва в мечети Аль-Акса, и нам там нечего делать… Ладно! Пойдем на улицу Виа Долороза и поднимемся на Голгофу, заглянем в Храм Гроба Господня. Опять – Мусульманский квартал, шум и суета завершающего работу базара – много детей, женщин, молодых парней. Все куда-то спешат, причем, в разных направлениях, а мы идем сквозь толпу, часто против ее течения, рассматривая надписи на стенах: 1-ая остановка Христа, 2-ая, здесь он первый раз упал, здесь его встретила мать и даже успела шепнуть ему несколько ободряющих слов. Потрясающий эпизод… Идем дальше, дальше и, наконец, упираемся в мечеть. Но – позвольте! Здесь же должен быть храм Гроба Господня! Понимаем, что опять заблудились. Улочка ныряет во двор. Митя заговаривает с пожилой женщиной, вышедшей нам навстречу в домашнем платье и тапочках, - по-всему, мусульманка. Очень доброжелательна, улыбчива, говорит по-английски (!!!). Когда понимает, что мы ищем, с готовностью предлагает проводить нас до места, тем более, что ей по пути. Она возвращается от дочери домой, на Масличную гору – вот почему она в домашней одежде! Переход из Старого города на Масличную гору для нее все равно, что переход из одного дома в другой. Всё это немалое пространство для этой женщины – одна хорошо знакомая и родная улица, тогда как именно за это пространство было пролито столько крови – арабской, еврейской, христианской… А сейчас по этой улице идет пожилая арабка в тапочках и на хорошем английском разговаривает с евреями – путешественниками. Эта женщина довела нас прямо до ступеней храма и посоветовала быть повнимательнее с вещами – воруют, что поделаешь – бойкое место! Мы поблагодарили ее за помощь и распрощались. Не скрою, Храм Гроба Господня показался мне хорошей декорацией, не более. Отчаянно не хватало подлинности, - особенно в сравнении со всем уже виденным сегодня! Очень много народа. Просто толпы! Вот здесь Его распинали на кресте, здесь – снимали с креста, а вот это место самое святое – здесь Его укладывали во гроб… Меня поразили лица людей, - устремленные к какой-то видимой им одним цели. Может быть, это и есть вера? Они преклоняли колена и неистово прикладывались губами к истертому миллионами губ до них камню, и на их лицах светилось блаженство! Пора было возвращаться к машине. Мы вышли из Храма и опять оказались (в который уже раз за сегодняшний день!) в узкой улочке мусульманского квартала. Здесь было довольно оживленно, несмотря на поздний час. Горели фонари. Мы остановились у лавочки, в которой продавец-араб выжимал сок из гранатовых плодов… Около него выстроилась небольшая очередь – русские монашки, улыбчивые и разговорчивые американки и мы. В лавчонке напротив можно было запросто купить памятный сувенир – «терновый венок Христа». Я же говорю – декорация, спектакль, действо, а я чувствую себя в нем лишь зрителем. У евреев нет хотя бы такого спектакля! Всё подлинно – в смысле чистой веры. Нет никаких изображений, икон. Стена и – вера. Всё внутри. И в слове. Не знаю… Может быть, я ошибаюсь… Кстати, у мусульман тоже ведь нет никакой бутафории. Никаких ликов, никакой видимости. В этом они похожи – евреи и арабы: если нет рядом Храма, то уж Книга-то всегда рядом, она – внутри тебя! Выбирались из лабиринтов мусульманского квартала уже глубоким вечером. У первого же попавшегося навстречу израильского военного Митя спросил, как выйти из Старого города. Хорошо, что они всегда рядом, всегда готовы оказать поддержку! Мы покидали Старый город через Армянский квартал – шли по нему к тем же Сионским воротам, через которые входили в Город. 60 лет назад, во время гражданской войны, армянская община Иерусалима держала нейтралитет (по-видимому, вооружённый) – ни разу не вмешалась в конфликт евреев с арабами! И – о чудо! Они не потеряли ни одного человека во время страшного кровопролития! Евреи просили их о помощи, но они отказали… Что тут сказать! Евреи признали это их право. В боях с арабами Еврейский квартал пал. Собственно, религиозные евреи, проживавшие в квартале, руководствуясь своими догмами, воевать тоже не собирались. Их защищали бойцы хаганы. Еврейский квартал и его защитники попали в полное окружение. Через Сионские ворота однажды к ним прорвался отряд Пальмаха, но вынужден был отступить, потеряв в бою треть людей… Кольцо сомкнулось опять. Командиром этого отряда был Узи Наркис, и он увел людей назад, так как без подкрепления не имел возможности защищать позиции у ворот. Еще утром 19 мая Наркис требовал у командующего обороной Иерусалима Шалтиеля подкреплений, чтобы удержать хотя бы гору Сион. Пока Шалтиель и комбриг Пальмаха Ицхак Рабин препирались, что делать дальше, в 4 часа дня 28 мая седовласые раввины и командиры хаганы сдали квартал. К этому времени он лежал в руинах от иорданского обстрела. Еврейский квартал был сдан командиру Арабского легиона Абдулле Теллю на тяжелых условиях… Вот и мы покидаем Старый город… Но лишь до понедельника!! Ночевали на Постоялом дворе в самом центре Иерусалима, на улице легендарного Гиора. Поужинали остатками фаршированной рыбы и закусили бананами. Всё. А теперь – спать. Всё увиденное за один только день (!!!) будем переживать потом. Иначе сил на завтрашний день не останется! |