|
|||||||||||
Избранные материалы сайта
Новости сайта
(все новости...) |
Бродский Дмитрий
Принцип экономии мышления, его предтечи в природе и далеко ведущие из него выводы... 1.Одним из методологических инструментов познания служит принцип экономии мышления. Этот принцип применим в поиске причин происхождения той или иной реалии, события, процесса или механизма функционирования системы. Любители красного словца часто, стремясь продемонстрировать свою учёность, обозначают этот принцип звучной метафорой - «бритва Оккама» (Ульям Оќккам, 1285-1349). В сущности же речь идёт о приёме познания, в соответствии с которым субъект познания должен выбрать их двух близких гипотез более простое решение. Этот принцип, по моему, вполне адекватен в качестве познавательного инструмента потому, что соответствует протеканию реальных объективных и субъективных процессов. 1.1. Так, уже на физическом уровне организации материи известно, что электроток (A) течёт в тех направлениях, в котором среда ему оказывает наименьшее сопротивление (R), то есть наличествует тенденция к сверхпроводимости. 1.2. Принцип экономии присущ и биологическим системам. Его действие обнаруживается как на уровне отдельной особи, так и на уровне популяции. 1.2.1. На физиологическом уровне организации материи известно, что организм только и существует за счёт уравновешивания в гомеостазисе процессов ассоциации и диссоциации. 1.2.2. Экономия для популяции сводится к тому, что при взаимодействии особей в ней и при воздействии её как целого на среду поддерживалось динамическое с ней равновесие. 1.2.3. То же справедливо и для особей, служащих элементами популяции. 1.2.3.1. Например, гигантская многоножка - сколопендра, по моим многочисленным наблюдениям и экспериментам, специально не охотится, не брезгуя и свежей мертвечиной, но в случае столкновения голодной сколопендры с подходящей по величине и силовым характеристикам особью животного, та обязательно схватит его и использует в пищу. 1.2.3.2. То же самое обнаружено мною и у самки живородящей ящерицы в результате длительных наблюдений в неволе (2 месяца - с сентября по октябрь 2011г.). 1.2.3.3. Известно так же, что и лев, не будет гоняться за антилопой, если не смог схватить её в ближайшие минуты (и даже секунды) с момента броска в её направлении, а если представится такая возможность, то не преминет воспользоваться уже убитой, отогнав от неё незадачливого более мелкого охотника-добытчика. 2. В физиологии нервной деятельности и в науке рефлексологии есть такое понятие -«норма реакции» (хотя, по-моему, правильнее - «норма действия» или «норма усилия»). 2.1.Термин обозначает специфический для каждого вида животных диапазон, в который укладывается аппетентная (поисковая, оборонительная и т.п.) деятельность для того, чтобы быть эффективной и экономной. 2.2. Обратите, однако, внимание на то, что норма (специфический диапазон) усилия для популяции должна быть значительно уќже, чем для отдельных особей. Более того, ошибки особей, то есть недостаток их экономности во взаимодействии со средой обитания необходимы популяции, так как они (эти ошибки) выполняют важную популяционную задачу, - позволяют популяции «нащупать» наиболее выгодную ей стратегию выживания и воспроизводства. Думаю, читателю понятно, что я имею здесь в виду объективный процесс, а не некий замысел. 2.3. С этой точки зрения ошибки особей, ведущие к понижению их адаптационных возможностей или их способности к воспроизводству потомства, есть плата за освоение среды всей популяцией, подобно тому, как ошибки отдельных особей в группе - плата за выживание всей группы. На примере рыб это прекрасно показал д.б.н. Дмитрий Радаков (Радаков Д. В. Стайность рыб как экологическое явление. М.: «Наука»,1972). 3. Итак, я надеюсь, что хотя бы в некоторой степени склонил читателя к предположению, что принцип экономии мышления вполне отражает тенденцию экономии при протекании негэнтропийных (усложняющих структуру мира и, в силу этого, связывающих энергию) объективных процессов. 3.1. Надеюсь, читатель понимает, что принцип экономии мышления - на то и «принцип», чтобы быть универсальным, то есть применимым к пониманию любых реалий. 3.2. Чтобы продемонстрировать его универсальную действенность, я хочу продемонстрировать его применение для осмысления, пожалуй, самой мучительной экзистенциальной проблемы человечества - проблемы решения «основного вопроса философии». 3.2.1. Я имею в виду вопрос о том, что первично: субъективная или объективная реальность. 3.2.2. Возьмём для наглядности её опредмеченное выражение, а именно вопрос: «Существует ли Бог?» или «Существует ли Творец?» или, как бы сформулировал его изобретатель-интуитивист (объективный идеалист) Никола Тесла: «Существует ли Мировой Разум?» В наиболее абстрактном виде вопрос можно было бы поставить так: «Существует ли генерирующая Мироздание сверхъестественная Абсолютная идея?» (Это уже по Г.Гегелю (1770-1831). Георг Вильгельм Фридрих Гегель. «Лекции о доказательстве бытия Бога» (пер.А..В.Михайлова). «Философия религии». В 2-х томах, М.: «Мысль», 1977 г. т.2.). 3.2.3. Как я понимаю, мироздание - это сверхсистема, не имеющая ни пространственных, ни временных границ. В своих частностях она представлена бесконечным многообразием разноразмерных объективных систем. 3.2.3.1. Предположим, что эта система создана неким Творцом (Демиургом). 3.2.3.2. Но такой субъект деятельности должен обладать уже к моменту начала созидания мироздания какими-то бесконечными сверхценными созидательными возможностями. 3.2.3.3. Но откуда они у него? 3.2.3.4. Вы скажите: «Они у него были всегда!» 3.3. Тогда не экономичнее ли (по крайней мере, в два раза) будет предположить, что мироздание никто и никогда не создавал. 3.3.1. То есть, оно просто наличествует без начала и конца в пространственно-временном континууме. Есть - и всё. 3.3.2. И не надо бесконечно и бесполезно для себя и других тратить свое драгоценное время, отпущенное нам человечеством и нашими родителями на действительное творчество, на обоснование выдуманного фантасмагорического «творца» - божества божеств. 3.3.3. Посвятим же своё время познанию законов природы, общества и сознания, а также на исследование самих инструментов их познания, то есть на методологию познания. Используем свои познания в выбранных Вами областях практической деятельности (от искусства до политики) на благо людей и на благодарную память о себе. Разве этого мало?3.4. Ведь только так мы станем соответствовать свому предназначению - быть «серым веществом» Мироздания. 3.4.1. Этого богатства на всех хватит - черпать знания из сокровищниц культуры и природы и отдавать их в том или ином виде обратно людям, то есть быть и чувствовать себя Творцом.
Что такое Человек?Это любовь Мироздания к самому себе,это познание Мирозданием самого себя,это потенциально бесконечное преобразованиеМирозданием самого себяс любовью и знаньем дела.1978 - 1979
Москва- Феодосия - Москва. 10 февраля 2007 г. - 3 июня 2010 г. Последняя редакция - г.Одесса. 8 окт. 2011г. |