Группа "Обратная связь"

Subscribe Follow groupoffeedback on Twitter

Общие сведения

Sitemap

Гостевая книга

Дружественные ресурсы

 

Виктор ГРАЕВ

 

 

«Протоколы сионских мудрецов» под судом

(«Московские новости» № 32, 10 - 17 августа 1997)

 

Шестьдесят лет назад, осенью 1937 года, в столице Швейцарии Берне закончился процесс по делу о так называемых «Протоколах сионских мудрецов» (ПСМ). После долгого тщательного разбирательства (процесс начался в 1933 году) суд принял решение: считать, что это сочинение - клевета на евреев. Несмотря на то, что подобной же точки зрения придерживаются серьезные ученые и авторитетные энциклопедии, ПСМ продолжают «жить»: они переиздаются,

их можно купить на книжных лотках, в книжных магазинах

 

 

Впервые ПСМ увидели свет в России в на­чале века. Наиболее известным их публика­тором был Сергей Нилус - православный пи­сатель-мистик. Он сам объясняет происхож­дение рукописи ПСМ в довольно туманных выражениях: ее-де передал ему чернский уез­дный предводитель дворянства Алексей Су­хотин, который, как пишет Нилус, «сообщил мне, что он, в свою очередь, рукопись эту по­лучил от одной дамы, постоянно проживав­шей за границей, что дама эта - чернская по­мещица (он называл, помнится, и фамилию, да я забыл) и что она добыла ее каким-то весьма таинственным путем (едва ли не по­хищением)».

 

Устанавливать подлинность сего докумен­та Нилус посчитал излишним: содержание не оставило у него сомнений в том, что перед ним настоящие протоколы некоего тайного сбори­ща руководителей «масоно-еврейского заго­вора против христианского мира».

Нилус пе­ревел рукопись с французского на русский и включил ее в свои книги «Великое в малом и Антихрист как близкая политическая возмож­ность» (1905, 1911 гг.) и «Близъ есть при дверехъ» (1917г.). Книги эти были полны мрач­ных предчувствий, и в этой связи «Протоко­лы» вполне соответствовали их духу.

ПСМ, опубликованные Нилусом, были за­тем переведены на многие языки и начали хождение по странам мира. Во время граж­данской войны их распространяли в Белой армии, хотя, по свидетельству Владимира Бурцева, руководители Белого движения ге­нералы Антон Деникин и Петр Врангель от­носились к этому сочинению отрицательно.

В 20-х годах на Западе появилась обшир­ная литература, пропагандирующая ПСМ: например, книга автомобильного короля Генри Форда «Международное еврейство», брошюра журналистки Лесли Фрей «О под­линности «Протоколов». Ахад-Хам и Сио­низм». Особенно широко распространялись ПСМ в Германии. К моменту прихода Гит­лера к власти в 1933 г. там вышло более 30 изданий ПСМ миллионными тиражами. Для внутригерманской и мировой пропаганды «Протоколов» была создана специальная организация «Мировая служба». С осени 1934 г. ПСМ в качестве «образовательной ос­новы» включаются в школьные программы.

Итак, 24 протокола, в начале каждого краткое изложение - о чем пойдет речь; под­заголовки: «Право - в силе», «Свобода – итак, 2.4 протокола, в начале каждого краткое изложение - о чем пойдет речь; под­заголовки: «Право - в силе», «Свобода - идея», «Толпа. Анархия», «Цель оправдыва­ет средства», «Успехи разрушительных уче­ний», «Роль прессы»...

 Какой-то еврей (или евреи) излагает подробную «программу» - как разрушить христианские государства и как построить всемирную еврейскую деспо­тию. Для достижения первой цели предлага­ется умело использовать парламент, либера­лизм, масонство, растлевающие учения (сюда относится дарвинизм, марксизм, ниц­шеанство) и т.п. Для достижения второй цели предусматривается ликвидация демократи­ческих свобод, либерализма, масонства, зап­рещение пьянства.

* * *

В 1921 г. лондонская газета «Тайме» опуб­ликовала сообщение своего корреспондента, который сравнил ПСМ с книгой французско­го писателя Мориса Жоли «Диалог в аду меж­ду Монтескье и Макиавелли». Сравнение по­казывало, что «Протоколы» - откровенный плагиат. Книга Жоли не касается еврейского вопроса, это - памфлет против деспотизма Наполеона III. Но в ПСМ место Макиавелли - Наполеона заняли «сионские мудрецы»

Вскоре появились и другие исследования, из которых следовало, что авторы «Прото­колов», не стесняясь, используют известные источники - например, книгу обер-прокуро­ра Священного Синода при Александре III Константина Победоносцева.

В 1921 г. в печати США увидели свет со­общения княгини Радзивилл и Генриет Херблет (последняя не скрывала, что придержи­вается антисемитских взглядов). Обе дамы рассказали, что с рукописью ПСМ их позна­комил в Париже некто Матвей Головинский. Он сказал, что является одним из авторов данного сочинения; к этой «работе» причастен также его шеф - начальник отделения тайной русской полиции в Париже Петр Рачковский.

Александр М. дю Шайла, русский офицер французского происхождения, белоэмигрант, в том же 1921 г. в парижской печати расска­зал о своих встречах с Сергеем Нилусом в Оптиной пустыни в 1909 г.

Нилус признался ему, что рукопись ПСМ получил из Парижа от Рачковского.

Как замечает Делевский в своей книге «Протоколы сионских мудрецов (История одного подлога)» с предисловием известно­го историка и богослова Антона Карташева, важнейшая цель этой операции состояла в том, чтобы «создать обличительный доку­мент против демократического и революционного движения, налагая на него клеймо еврейской заговорщической махинации».

 «Сыскное» про­исхождение ПСМ подтверждает и бывший директор департамента поли­ции Алексей Лопу­хин. В 1920г. в Па­риже он сообщил, что ПСМ поддела­ны Рачковским и его агентами. Он отзывался о Рачковском «как о самом злостном провока­торе, способном на какую угодно про­вокацию».

Много позже, в 1934 г., ге­нерал Константин Глобачев, бывший начальник охранно­го отделения в Пе­тербурге, отвечая на вопросы Бурце­ва, рассказал, что «под давлением Ло­пухина Столыпин приказал произвес­ти секретное рас­следование» о про­исхождении ПСМ.

Расследование установи­ло подложность ПСМ. Николай II «был глу­боко потрясен», когда Столыпин доложил ему результаты расследования, и на докладе о возможности использования ПСМ для ан­тиреволюционной пропаганды написал: «Протоколы изъять. Нельзя чистое дело делать грязными способами».

 

* * *

После прихода Гитлера к власти пропаган­да ПСМ стала распространяться в соседней Швейцарии - там также были изданы ПСМ. Именно это издание стало поводом для су­дебного процесса. Известные швейцарские адвокаты профессора Матти и Бруншвиг от имени еврейских общин Швейцарии возбу­дили в Бернском городском суде уголовное дело против вождя местных антисемитов -публициста и издателя ПСМ Фишера и чле­нов швейцарской нацистской организации за распространение ПСМ. Бернский процесс широко освещался мировой прессой; на нем присутствовали корреспонденты 1лавных стран мира, отчеты о нем печатались ежед­невно. Для обвинителей главными обвиняе­мыми по этому делу были не мало кому из­вестные швейцарские издатели и распрост­ранители ПСМ, а нацистское правительство в Берлине, предпринявшее пропаганду ПСМ во всем мире в широчайших масштабах.

Суд на первом заседании постановил изу­чить вопрос о подлинности ПСМ, для чего были выбраны три эксперта: от обвинителей, от обвиняемых и третий - по назначению суда. Следующее заседание состоялось в 1934 г. (председательствовал Мейер). Обвиняемых было четверо, включая Фишера. Их адвока­тами были Рюеф и Ушпрунг. Со стороны об­винения выступали представители Союза ев­рейских общин Швейцарии и их адвокаты. Присутствовали эксперты: немецкий ученый Баумгартен со стороны обвинения и швей­царский журналист Лоосли - от суда. Экс­перт со стороны обвиняемых пастор Мюнхмайер на суд не явился.

Сергей Нилус в книге «Близъ есть при дверехъ» утверждал, что «Протоколы» «тайно извлечены» из книги протоколов 1-го Сио­нистского конгресса, проходившего в авгус­те 1897 г.*

В этой связи на суд в качестве сви­детелей обвинения были приглашены участ­ники конгресса, в их числе Хаим Вейцман - бывший президент Всемирной сионистской организации и будущий президент государ­ства Израиль.

Участники конгресса показали, что сионисты открыто добивают­ся создания еврейс­кого государства, ничего тайного и секретного в их де­ятельности не было.

На суде выступа­ли также эмигран­ты из России: Владимир Бурцев, бывший ми­нистр Временного правительства Павел Милюков, Александр дю Шайла и др.

Они подтверждали: ПСМ - фальшив­ка, провокация против демократии и про­гресса. Выступавший на суде профессор Сер­гей Сватиков сообщил, в частности, что он по поручению Временного правительства проводил расследование деятельности цар­ской охранки за границей и установил: на­чальник отделения русской тайной полиции в Париже Рачковский фабриковал фальши­вые документы - сначала прокламации, яко­бы выпущенные революционерами, брошю­ры и, наконец, ПСМ, для составления кото­рых он использовал Головинского.

Со стороны обвиняемых выступил един­ственный свидетель - доктор философии Альфред Цандер, редактор антисемитского органа «Железная метла», один из видных пропагандистов идей Гитлера в Швейцарии. Цандер заявил, что верит в подлинность ПСМ, однако не стал опровергать приведен­ные на суде факты.

 Обвиняемые собирались пригласить в качестве свидетелей известных русских антисемитов - Маркова I I, генерала Нечволодова, князя Горчакова, однако реши­ли этого не делать. Стало ясно, что эти люди на гласном суде в присутствии мировой прес­сы будут стоять как у позорного столба.

* * *

14 мая 1935 г. Бернский суд первой инстан­ции вынес решение: ПСМ признаются подло­гом и не имеют никакого отношения к сиони­стам и их конгрессу в Базеле. Двое из подсу­димых, Шнелль и Фишер, были приговорены к штрафу, а двое остальных оправданы.

Но последняя точка еще не была постав­лена. Осенью 1937 г. в Берне состоялись за­седания апелляционного суда. Он отменил решение Бернского суда 1-й инстанции от 1935 г., поскольку не признал ПСМ непристойной литературой: по закону под неприс­тойной литературой «подразумевается пор­нография и эротическая литература».

Одна­ко апелляционный суд в своем решении под­твердил подложность ПСМ. В решении за­писано: «Эта лживая работа представляет неслыханные и необоснованные нападки на евреев и должна быть безоговорочно отне­сена к безнравственной литературе».

В реше­нии есть и рекомендации властям: «Исходя из государственных интересов, запретить распространение такого рода сочинений».

***

Современные пропагандисты ПСМ, гово­ря о Бернском процессе, идут на фальсифи­кацию: решение апелляционного суда толку­ют как признание подлинности ПСМ.

Но главное доказательство подлинности ИСМ их поклонники видят в том, что все сбылось согласно «Протоколам». Покойный митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн настаивает: важно не то, кем ПСМ «были составлены, а то, что вся история XX века с пугающей точностью соответствует амбициям, заявленным в этом документе». Примечательно, что именно такую идею выс­казал на Бернском процессе эксперт со сто­роны обвиняемых известный немецкий на­цист Ульрих Флейшауэр: «Протоколы» под­линны, потому что история последних лет подтвердила их содержание».

***

В СССР в 70-х годах ПСМ распространя­лись в самиздате, а в 1989 г. их открыто про­давали в ксерокопиях.

В 1990-х годах ПСМ печатали журналы «Ку­бань» (1991) и «Молодая Гвардия» (1993); вы­ходили отдельны­ми     изданиями (1990, 1991, 1993, 1994) и в книгах Нилуса (1994, 1996, 1997). Отрывки из ПСМ публиковались в московских газетах «День», «Память», «Пресса России» и др.изданиях. **

Распространение ПСМ в России получает «науч­ную» поддержку: появляют­ся труды об их подлинности.

Уникальное собрание было проведено в петербургском Доме ученых Российской ака­демии наук в 1992 г. - «Всемир­ный конгресс «Близъ есть при дверехъ», посвященный ПСМ и их переводчику -публикатору Сер­гею Нилусу.

По сообщению газеты «Вече», органа новгородской писа­тельской организации, в оргкомитет этого конгресса вошли главные редак­торы газет «Вече» (Новгород), «Мос­ковский литератор», «День» (ныне «Завтра»), «Русский вестник», «Ситуа­ция» (орган МВД), «Обозреватель» и журналов «Москва», «Наш современник», «Кубань», «Молодая гвардия».

В Москве в начале 90-х годов прокурату­ра отказалась возбудить дело по факту пере­издания ПСМ. Основанием послужило экс­пертное заключение сотрудника Института этнологии и антропологии РАН доктора ис­торических наук Виктора Козлова, который сообщил в журнале «Молодая гвардия» (№ 3, 1997), что он не обнаружил достаточного «криминала» в тексте ПСМ.

Есть люди, ко­торые упорно, вопреки фактам стоят на том, что ПСМ - подлинный план, подлинная про­грамма, которая свидетельствует о мудрос­ти ее авторов.

 

Было бы полезно переиздать завоевавшие авторитет книги Владимира Бурцева «Прото­колы сионских мудрецов - доказанный под­лог». (Париж, 1938 г.); Ю. Делевского «Про­токолы сионских мудрецов (История одного подлога)» (Берлин, 1923 г.); полный перевод английской книги Нормана Кона «Благосло­вение на геноцид...»; Савелия Дудакова «Ис­тория одного мифа» (Москва, 1993 г.). Поче­му не издавали Бурцева в СССР, понятно - его брошюра «Проклятие вам, большевики!» была широко известна за границей.

Труднее понять судьбу книги Делевского, которую до сих пор не издали в России.

 

Примечательно, что участники Бернского процесса, разоблачители ПСМ, даже после решения суда не считали, что победа - пол­на и окончательна.

Журналист Лоосли, быв­ший на процессе экспертом, писал: «Бернс­кий процесс - не конец боя, но лишь первый его этап, отправной пункт борьбы между зловредным суеверием, с одной стороны, и тем, что есть в человечестве наиболее чест­ного, - с другой».

 

* 1-ый Сио­нистский конгресс, проходил в Базеле(Швейцария)  с 29 по 31 авгус­та 1897 г.

** Литературу о «всемирном еврейском заговоре»  можно и сегодня купить возле Музея Ленина в Москве.


Последнее обновление: 2014-06-06 22:57