|
|||||||||||
Избранные материалы сайта
Новости сайта
(все новости...) |
Нижеприведенный текст опубликован в 2-х номерах бюллетеня «Хроника Московской Хельсинской группы»: Москва, 2009 г. - № 5(173), с.с.20-22 и № 6(174), с.с.22-24. Россию нужно заслужить делами совести и чести Из каждой ситуации есть достойный, не очень достойный и мерзкий выходы. В случае с народами Балтии мы, российский народ, на волне эйфории от переживания собственного освобождения от коммунистического деспотизма, в целом, скорее всего, заняли достойную позицию. В отношении Грузии мы повели себя уже далеко не так достойно. Я имею в виду имперскую попытку подавления в 1989 году с помощью военной силы грузинского национально - освободительного движения (разгон демонстрации в Тбилиси) и явно подстрекательскую роль России в отношениях грузин и абхазов с дальним прицелом на аннексию Абхазии. Чего только стоит пропуск в 1992 году А. Куликовым (он сам признал в телевизионном интервью) по приказу «сверху» с территории Чечни на территорию Абхазии многочисленных отрядов Конфедерации горских народов Кавказа! (Музаев Т. «Этнический сепаратизм в России». М., 1999, «Панорама», с.30). В отряде под руководством Ш.Басаева орудовал известный головорез Чеслав Млыник. (Верховский А., Папп А, Прибыловский В. «Политический экстремизм в России». М.,1996, «Институт экспериментальной социологии», с.290). Чудом спасшиеся после сепаратистского путча в Абхазии грузины не раз говорили, что особенно жестокими к ним были какие-то пришлые вооружённые до зубов субъекты. А это были многочисленные кабардинские, аварские, балкарские, черкесские и карачаевские вооружённые экстремисты, перешедшие границу между Россией и Грузией под присмотром российских федеральных войск. В грабежах же (по свидетельству потерпевших) особенно «усердствовали» казаки, пришедшие со стороны Краснодарского края… И неужели столицу Абхазии бомбили абхазские или американские самолёты, после того как абхазские и иже с ними вооруженные формирования тактически покинули город, и на площадях города скопились только грузинские ополченцы? С середины марта по август 1992 г. только один командир 96 дивизии ПВО подполковник Долгополов А.А. передал в полк внутренних войск абхазских сепаратистов 6 боевых машин пехоты с вооружением, два АКМ, 200 гранат Ф-1 и более 50 000(!) боеприпасов (Руденко Б. «Кровь: слёзы и деньги» («Совершенно секретно», №11, 1994, с.3). При этом Долгополов А.А., как можно было ожидать, не был осуждён «военным трибуналом» как поджигатель войны. Напротив, в 1994 году он уже стал депутатом Государственной думы. Надо полагать - за блестящее выполнение правительственного задания… Российский народ не возмутился тогда вмешательством российских «силовиков» в дела суверенного государства. Многие россияне думали, наверное, что это выгодно России. А то, что в результате беспрепятственного прохождения с территории России многочисленных боевых отрядов на подмогу абхазским сепаратистам и прямого военного вмешательства России в отношения между Абхазией и Грузией вместо дипломатов стали выяснять головорезы, большинство из них не взволновало.
Для справки: я не
считаю, что автономия Абхазии (вплоть до ее полного
отделения от Грузии) невозможна. Но это не должно было
достигаться путём резни.
Россия тогда, в 1992 году явно, предала Грузию. «Мы» были реальными подстрекателями и прямыми участниками войны между Абхазией и Грузией. Мой вывод подтверждают и поднятые мною свидетельства грузинской стороны («Экспресс-хроника» от 1 апреля 1994, с.2). Согласно данным Александры Чапковской, грузины были убеждены, что «инициаторами конфликта» грузин и абхазов были «российские генералы» или, точнее, российское правительство. А вот и цель этой бесстыдной и жестокой кампании: по их мнению, российская сторона делала всё (но не с точки зрения привлечения на свою сторону, а с точки зрения устрашения), чтобы Грузия «запросилась обратно». Это - и блокада российскими войсками перевалочных дорог, что «обескровило» Грузию, и то, как при бегстве из Абхазии грузинским беженцам отказывали в минимальной помощи, в результате чего в снегах погибал каждый второй беженец. Если уж «мы» (большая часть россиян) такие сторонники национально освободительной борьбы народов, то почему мы возмущаемся тем, что те же чеченцы, в результате почти трёхлетней, предшествующей этому, политической борьбы, уже к 1 октября 1991 года юридически зафиксировали факт отделения Чечни и от Ингушетии, и от России, в качестве суверенного государства, государства, которое они назвали Чеченской республикой Нохчи-чо. (Сухов И. «Чечня теневая и официальная». М., «Центр политической информации», 2001, сс.14-17.). Это решение было, по крайней мере, оправдано тем, что никакого формального договора у России с чеченским народом о добровольном присоединении Чечни к России никогда в истории не было. Добавим к этому и то, что в 1991 году Б.Ельцин подписал Указ о приравнивании бывших (при СССР) автономных республик к статусу союзных. А какой ныне статус всех без исключения бывших «союзных» республик, читателю напоминать не надо. Так вот, в этом последнем из рассматриваемых случаев мы, россияне, повели себя и продолжаем вести, по-моему, уже откровенно преступно и мерзко. Почему мы не возмутились, когда через три года фактически независимого состояния чеченской республики Ичкерия (Любарский К. Материалы конференции «Фашизм в тоталитарном и посттоталитарном обществе», М., 1995, вып.1, с.26) Президент РФ Б. Ельцин и его окружение вдруг возобновили политику ультиматумов, приведшую к войне 1994 года? Почему мы не возмутились тогда, когда в Чечне националистически и криминально настроенные чеченцы взялись выдавливать россиян? Мы могли бы потребовать от президентов Дудаева и Ельцина цивилизованного (осуществленного под наблюдением международных организаций) закрепления статуса Чечни как независимого государства, обязанного соблюдать Международные нормы в отношении граждан Чечни и России независимо от их национальной принадлежности. Зато с приходом российской армии права русских и чеченцев стали соблюдаться так, что кто не погиб (более 100 тысяч), тот едва унес ноги (более 400 тысяч), теряя на своём пути здоровье и фактически всё имущество. Кстати, депортационные и погромные настроения не были государственной политикой администрации Дудаева. Между прочим, многие забыли, что его жена - русская, признавшая справедливость стремления чеченцев к независимости. Если бы «мы» (российский народ) хотели, то вполне могли бы заставить Государственную Думу и правительство («фактор Шахрая») не доводить дело до войны против Чечни. (Юшенков С.Н. «Война в Чечне и проблемы российской государственности и демократии». М., 1995, с.10-11), а «отпустить» её на волю. Ведь отпустить народ - это и есть наилучший способ не доводить отношения до войны с ним и ожидать от этого шага реальных экономических и иных выгод. Но мы были заражены имперской спесью. У многих из нас Чечня была и до сих пор запечатлена в сознании как часть «российского тела». Как можно было большинству россиян даже подумать, что отношения с Чечней уже давно не «внутреннее дело» Российской Федерации? Даром, что эта часть Кавказа уже 250 лет населена народом, который при любом удобном и неудобном случае пытается покинуть Россию… В результате, Россия продолжает существовать как уродливое, покрытое имперскими наростами образование! Как-то в коммунистическую бытность один грузин сказал моей маме на вокзале в Тбилиси: «Что вы нас никак не отпустите!? И сами не живёте, и другим не даёте». Как вы думаете, кого он имел в виду, когда произнёс местоимение «вы»? Неужели Коммунистическую партию советского союза? Мы, россияне, виноваты в том, что большинство из нас смотрит на мир не глазами пахаря, предпринимателя, артиста и учёного, а глазами завоевателя. Те (большие и не очень) народы, кто не ленится кропотливо работать над собой, давно отпустили свои колонии и в поте лица возделывают и лелеют свою ниву исконной государственной территории. В результате они создали на месте морского дна (Голландия или Япония), солончаковых болот и пустынь (Израиль), тундр и холодных гор (Норвегия) благоустроенные города и цветущие сады. Россия же до сих пор - огромное неосвоенное пространство, а нам всё мало…всё неймётся… Очень характерным было настроение живущих на территории Чечни россиян, в том числе и в самом Грозном, в ноябре 1994 г. - накануне нападения на Чечню российской армии. Они мечтали о том, чтобы пришли федералы и поставили взбунтовавшихся чеченцев на место. Но почему у большинства россиян Чечни не возникла мысль, что они проживают на земле, в прямом смысле отвоеванной у чеченцев, и что исторически совсем недавно, каких-нибудь 45 лет назад, весь чеченский народ был вероломно изгнан со своей земли и в ходе этого преступного спецмероприятия более чем на треть умерщвлен?! Неужели им было не известно, каким образом большинство нечеченских семей тогда оказались на территории Чечни и чьи дома и квартиры они заселили? К глубокому моему прискорбию очень многие россияне были (и поныне остаются) в своём сознании мародерами, палачами и мстителями. И вот в 1994 году они оказались жертвами своей недальновидности, своей спеси и своей слепой ненависти, но жертвами уже не бандитов из среды чеченцев, которые (бандиты любых национальностей) всегда пользуются слабостью государства для осуществления своего корыстного произвола, а бандитского набега «своей» - российской - армии. «Освободители» бомбами и снарядами буквально смешали их с землёй, а тех, кто случайно выжил под бомбёжками, потом добили в подвалах домов русские солдаты... Кстати, я знаю, что в начале перестройки в Литве польская община была настроена просоветски (читай - пророссийски), и это, в значительной степени, осложнило ей жизнь в первые месяцы после обретения Литвой независимости. Многие просоветские поляки тогда вынуждены были уехать в Польшу из-за морального давления на них как на коллаборационистов со стороны литовцев. Ещё страшнее была судьба евреев и русских, которых направила коммунистическая Россия (в лице сталинского «кремля») внедрять оккупационные порядки на захваченных землях Западной Украины, Литвы, Эстонии и Латвии. И хотя оккупационная бюрократия была направлена туда практически насильно, кто будет разбираться в причинах появления начальственных пришельцев…?! Я скажу больше. Многие ищут причину развала СССР в кознях каких-то внешних врагов. А причина-то лежит в нас самих. Мы (наши отцы и деды) участвовали в насильственном присоединении народов к российскому «архипелагу», называя сначала это образование Российской империей, а позднее Союзом Советских Социалистических Республик. Всегда и везде власть в России от имени русского народа своими или чужими руками (например, «китайскими батальонами», «латышскими стрелками», «еврейскими комиссарами» и т.п.) достигала политического доминирования над другими народами, одновременно позволяя себе пренебрежительно, а порою презрительно и даже с ненавистью отзываться об орудиях своей захватнической политики. Применялись разные формы дискриминации. Например, практически невозможно было молодому человеку из Средней Азии (я беседовал с некоторыми из них в 1987 году) получить высшее образование в городах России. Во-первых, это достигалось катастрофическим понижением уровня базового образования народов республик Средней Азии, что обусловливалось слабостью преподавательского состава на окраинах СССР, во вторых, постоянным отвлечением местных учащихся на полевые (в основном хлопковые) работы, в третьих, чрезвычайной затруднённостью посещения народами советских колоний с востока промышленно и культурно развитых районов и городов. Увидеть на улицах Москвы или Ленинграда крестьянина или рабочего из Узбекистана или Таджикистана было так же удивительно, как «корабля пустынь». С евреями хлопот было побольше. В средней еврейской семье в силу этнокультурной традиции дети были лучше подготовлены к умственной деятельности. Поэтому к еврейскому контингенту применялась практика прямого, хотя и скрытного, административного ограничения для поступления в ВУЗы. Для тех же из них, кто преодолевал и эти «рогатки», повсеместно применялись также и такие административно - дискриминационные меры, как специальные базы данных (картотеки в научно-исследовательских учреждениях с грифом «скрытые евреи»). Мне это доподлинно известно от чиновника, близкого к кадровой работе. Это делалось, дабы регулировать перемещение евреев как по служебной лестнице, так и в пространстве. В частности, ограничивать престижные заграничные командировки и навязывать не столь приятные командировки внутри СССР. В отношении чеченцев, уже вернувшихся после депортации 1944 года на земли предков, применялись методы прямого апартеида. Так чеченцы не могли поселяться в г. Грозном. Им позволялось селиться только в сельской местности. Кроме того, имперская администрация ограничивала их возможности для получения полноценного образования и не подпускала их к руководящим должностям в административных и партийных органах. Что же тут удивительного, что когда (как любят выражаться российские горе - патриоты) «ослабла скрепа» великодержавной власти, - все угнётенные народы (или их представители в частном порядке) постарались так или иначе спешно освободиться от оскорбительного для них мезальянса. Давайте прислушаемся к своим соседям, к тому, что мы говорим сами. Сколько раз на дню мы ругаем или словесно уничижаем приезжих, мешочников, выходцев с Кавказа, Средней Азии, татар, армян, азербайджанцев и т.д. Но это же все наши сограждане, да просто люди, которым не случилось родиться «белыми» в Москве, так же как и нам с вами не пришлось родиться в благоустроенной Швеции или Англии. Мы же встречаем их с плохо скрываемым или вообще не скрываемым отвращением и злобою. Задумываемся ли мы о том, какое впечатление оставляем о себе? Будет ли справедливым их желание - при благоприятном стечении обстоятельств - сделать всё, чтобы отделиться от нас, спесивцев, удрав в частном порядке или путём создания своих независимых полноценных государств? А как бы мы стали думать и поступили на их месте? Возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, многие россияне, считающие себя русскими (белыми, цивилизованными и т. п.), недовольны тем, что в Центральную Россию едут российские граждане из республик Кавказа, Чувашии, Татарстана, Калмыкии, Бурятии и тому подобных уголков нашей обширной и Родины. С другой же стороны, когда эти, не признанные в своём достоинстве и правах многими русскими людьми, народы только делают попытки отделиться от России, эти же самые борцы за этническую чистоту впадают в «праведный гнев» и посылают на их земли своих ощетинившихся оружием и злобой сыновей. Дескать, разберитесь там с этими бандитами! Мне думается, что это или психическая болезнь, или подлость, продиктованная самым тривиальным психопатическим эгоизмом… А как на этот счет думает читатель этих строк? Недавно я попал в компанию детей 11-12 лет и для того, чтобы немного расшевелить «зажатых» московских детишек, предложил им обменяться анекдотами. На 5 анекдотов - 3 были о «бестолковом» чукче. Детям казалось, что это очень смешно. Поводом для смеха были не моральное уродство или глупость, как таковые, а выдуманные и всячески шаржированные непохожести «неполноценных» нацменов. Себя-то они, конечно, чувствовали в это время «сильно умными» русскими. Я испытал неловкость от своего опрометчивого предложения и только потом понял, что стал свидетелем того, как эти хамские анекдоты рутинным образом день за днём закладывают новую трещину на большом теле нашего российского многонационального народа. Трещину отчуждения между теми, кто считает себя «бледнолицыми братьями», «несущими» своё тяжёлое «бремя» (по рецепту Киплинга) и автохтонными народами Севера, Юга и Востока России. Но пусть тогда никто не удивляется, если по прошествии несколько десятилетий эти народы потребуют своей независимости от своей неразумной, навязавшейся им мачехи. Характерный, подтверждающий моё предположение, случай произошёл весной 2003 года в Московском метрополитене. Мы с женой, проявив некоторую решительность, предотвратили в вагоне метро нападение группы молодых расистов на темноволосого паренька (как оказалось, студента из Грузии). Когда на следующей станции мы вывели его на платформу, из вагона вывалилась вся скиновская банда и ещё двое высоких угрюмых светловолосых парней постарше. Мы подумали, что это наставники юных «борцов за чистоту расы». Когда здоровяки подошли к нам, я весь был как пружина. Однако, они с сочувствием сообщили, что вышли из вагона метро специально для нашей защиты. Мы с женой поинтересовались - откуда они. Из Чувашии - приехали на заработки. Из этого случая я рискну сделать вывод, что эти молодые чувашские парни уже успели натерпеться московской спеси с расистским налётом. В этой же связи я вспомнил прочитанный мною когда-то рассказ одного умного русского писателя о том, как способный паренёк из среды северных народов покончил с собой только потому, что какой-то дурак, считающий себя русским «хозяином тайги», презрительно отозвался о его интеллектуальных возможностях. При этом, гонитель юноши поставил под сомнение возможность его профессионального роста в связи с его национальной принадлежностью. Автор пытался дать читателю понять что словом можно убить. Думаю, спесивцу повезло. Паренек ведь мог повернуть орудие убийства и против обидчика. Что же делать? Мы должны без промедления начать непримиримую войну со своим незримо живущим в нас личным хамом и насильником, если не хотим стать жертвами до поры «не видимой миру» опасности - опасности заражения встречной ненавистью других народов России и, в конечном счёте, объективизации нашей ненависти в новых жестоких межнациональных конфликтах. Российскую нацию нужно создавать руками нравственно «чистыми» и ответственными за последствия своих деяний. Думаю, что в обретении сознания ответственности за последствия своих деяний заключена суть нашей российской общенациональной идеи. Помните старый анекдот? Стоит обезьяна на перекрестке, бросается в разные стороны и орёт благим матом. «Кышь, гады… Не пройдёшь, сволочь…, прочь, ублюдки» - и тому подобные непотребства. Подходит милиционер и говорит: «Что вы тут, гражданка, безобразничаете?» Обезьяна: «Я не безобразничаю, я общественный порядок охраняю - крокодилов разгоняю». Милиционер резонно: «Где же Вы этих самых крокодилов видите…люди кругом с работы или на работу спешат, культурно и заслуженно отдыхают». Обезьяна: «А вот потому их и нет, этих самых крокодилов, что я их разгоняю…». Так и наши ура-патриоты, подобно сумасшедшей обезьяне, или психам, страдающим манией преследования и видениями, видят своих врагов в товарищах по несчастью и в упор не хотят видеть свои несовершенства, своих циничных полновластных хозяев в Кремле, бездушных и продажных «законодателей». В них и «в разрухе» в своей собственной голове, а не в разнолицем брате своём, таиться истинная причина наметившихся трещин будущего распада России. Если бы построили вовремя реальный федерализм, - на деле, а не на словах, мы жили бы сегодня в другой, стремящейся к свободе стране. Москва. Март - декабрь 2003 года - Бродский Дмитрий P.S.1. Со времени написания этих заметок прошло более пяти лет. Ичкерию - таки, как мы и предсказывали, - Россия потеряла навсегда. Потеряла ментально, а значит де-факто. Долго, я думаю, русские и другие россияне не смогут поселиться на земле нах-чо или даже отдохнуть в горах на берегу стремительного Терека. Никто и никогда из бывших жителей нечеченской национальности не вернётся к своим, разрушенным федералами, очагам: «За то, что там тебе не жить - спасибо Путину скажи!» За это время много чего изменилось как во внутренней, так и во внешней национальной политике российского государства, был практически уничтожен институт выборов и взят курс на великодержавный изоляционизм. Провозглашенная совсем недавно отмена «контртеррористической операции» не отменила реально сложившейся практики отношений между «кремлем» и региональной чеченской властью - «лояльность центру в обмен на владение вотчиной». Никто, правда, не в состоянии отменить перманентно тлеющую войну в республиках Северного Кавказа. Изменились и настроения в российском обществе. Ведь глупость и подлость, в которой участвуешь и «получаешь по зубам» - озлобляет, так же как соучастие в благородных делах - возвышает и делает великодушнее. Психология, однако… Для примера приведу цитату из книги А.П. Брежнева «Пирогов» (М.: Молодая гвардия, 1990. - с. 9, ил.- (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр.; Вып. № 711): «Дух войны 1812 года и особенно героическая победа русского народа над французами захватили все детство и юность Николая. Эти великие события развили и укрепили в юноше любовь к Отчизне. «Не родись я в эпоху русской славы и искреннего народного патриотизма, - вспоминал Пирогов, - какой были годы моего детства, едва ли бы из меня вышел космополит. Я так думаю потому, что у меня очень рано развилась вместе с глубоким сочувствием к родине какая-то непреодолимая брезгливость к национальному хвастовству, ухарству и шовинизму». В надежде, что читатели простят меня за навязчивость, я подчёркиваю, - великий русский учёный и врач Николай Иванович Пирогов имел в виду «искренний народный патриотизм», сформировавшийся в борьбе с оккупацией наполеоновскими войсками, то есть в борьбе за независимость своей Родины - России. И напротив - «патриотизм» захватчиков, империалистов - не возвышает, а огрубляет, делает людей причастными к имперским захватам и не восприимчивыми к различению добра и зла. К глубокому прискорбию, именно такой патриотизм культивирует у россиян нынешняя безответственная власть. С горечью приходится констатировать: изменение общественного сознания россиян имеет в последние годы устойчивый тренд в худшую национал - ксенофобскую сторону. По статистике, Москва стала одной из самых опасных столиц в мире для иностранцев. В результате воинственной кремлёвской пропаганды среди россиян и попустительства нацистским выходкам уже появилось много тех, кто готов под демагогическими предлогами воевать не только с сестрой «по духу» - Грузией, но и с родной сестрой - Украиной. И это только в отместку за то, что те желают быть независимыми государствами и самостоятельно выбирать своих партнеров в экономике и политике. Феодосия. 15 августа 2008 г. - Москва. 17 апреля 2009 г. Бродский Дмитрий P.S.2. Прошло не больше года. И вот я читаю в «Новой газете» анонс статьи поклонницы «либеральной империи» госпожи Латыниной, которым она заявляет своё намерение поведать миру: «Почему Россия теряет Дагестан». Пусть прочтёт мою статью - может у неё пропадет охота учить другие народы хорошим манерам. И ещё…. Сегодня в Москве, в результате поджога прямо «у себя дома» погибла целая французская семья: бизнесмен Тьерри Спинелли с русской супругой Ольгой и двухгодовалая дочка Элизой. Этот факт, встроенный в череду других подобных, может без труда разъяснить тем, у кого есть голова на плечах, почему в ближайшие годы нашим властям не удастся заманить к нам капиталы из стран цивилизованного мира. Самыми опасными занятиями в России я бы назвал занятие бизнесом и журналистикой и поэтому они, по-моему, - вымирающие в России профессии. Москва. 17 апреля 2009 г. Б.Д. Не худо бы покаяться Не худо бы покаяться распластанной стране. Довольно дурью маяться в привычном полусне. Тогда на сосны спустится Прозрачный ореол, И дьявол улетучится и воспарит орёл. Не слышно покаяния - Какая-то возня… И корчится в страданиях российская земля. Юлий Зыслин. «Долги», М.: Мир,1992, с.7 |