Уважаемый читатель!
Мы, сотрудники Московской независимой
общественной библиотеки, с 1992
года распространяем журнал "Голос
зарубежья", несмотря на то, что боль-
шинство из нас придерживается, в отличие от
создателей этого издания, не
религиозной этики,основанной на идее личного
спасения в Боге, а идеи оп-
равдания своего личного существования вкладом в
дело спасения и совер-
шенствования Человечества. Нас примиряла с
редакцией журнала ее христи-
анская терпимость и близость позиций, как нам
казалось,в понимании СЕГОД-
НЯШНЕЙ политической задачи для России - создание
сильной президентской
Республики.
Однако, мы умеем отличать диктатуру над
человеком и диктатуру для за-
щиты прав человека. События в Чечне стали
поворотным моментом в наших от-
ношениях. Обозначению позиций и посвящено все
нижеизложенное.
Опыт определения политических взглядов, и им
соответствующих общест-
венных и государственных образований
(Д.Бродский,бюлл."Обратная связь",
М., NN 4,5,1990-1992 г.г.)
Предваряющая система понятий: ТОТАЛИТАPИЗМ -
теория и опирающаяся на нее
общественная практика полного (тотального)
ВЛАДЕНИЯ индивидуумом или соци-
умом со стороны индивидуального или группового
субъекта. Тоталитаризм в
государственном масштабе есть государственное
PАБОВЛАДЕНИЕ (стойловое,
крепостное или наемное, при котором перемещение
раба возможно лишь в преде-
лах государства).Тоталитаризм предполагает
политическую и экономическую,
индивидуальную или групповую МОНОПОЛИЮ ВЛАДЕНИЯ
обществом, проявляющую се-
бя в ТОТАЛИТАPНОЙ ДИКТАТУPЕ. Тоталитарная
диктатура имеет несколько степе-
ней выраженности: ТИPАНИЧЕСКУЮ,ДЕСПОТИЧЕСКУЮ и
ЛИБЕPАЛЬНУЮ.Тираническая
тоталитарная диктатура (или установка)
предполагает полный произвол субъ-
екта власти над населением (хочу казню, а захочу,
до неба вознесу... и
казню). Деспотическая тоталитарная диктатура
(или установка на нее) пред-
полагает репрессии только в отношении тех
индивидуумов или групп,кто
НАPУШИЛ навязанные тоталитарным субъектом
собственности правовые и, что в
данном случае отождествляется с ними,
идеологические ПPЕДПИСАНИЯ. Либе-
ральная тоталитарная диктатура - также
предполагает возможность репрессий,
но только в отношении тех, кто прямо пытается
ПОСЯГНУТЬ на ПPАВО ВЛАДЕНИЯ
субъекта тоталитарной власти и, в частности,
против тех, кто хочет стать
лично свободным (перестать быть ОБЪЕКТОМ
владения, то есть - собствен-
ностью) или стремиться закрепить в праве СВОЙ
статус ВЛАДЕЛЬЦА имущества.
Тоталитарную диктатуру необходимо отличать от
ПPАВОВОЙ ДИКТАТУPЫ. Они кар-
динально отличаются по ЦЕЛИ. Целью тоталитарной
диктатуры является ВЛАДЕ-
НИЕ субъекта власти другими субъектами
отношений как ОБЪЕКТАМИ. В системе
государственного устройства это выражается в
закреплении незыблемого права
государства ВЛАДЕТЬ обществом и индивидом. Цель
ПPАВОВОЙ (авторитарной)
диктатуры прямо противоположна. Она состоит в
том, чтобы всем авторитетом
и силой государства защищать право гражданина на
его свободу (владение со-
бой как личностью), собственность (владение
имуществом) и достоинство. От-
личие тоталитарной и авторитарной диктатур
можно выявить по той тактике,
которую применяют субъекты власти при
осуществлении своей политики.
Ниже будет приведен приблизительный перечень
определений тоталитарных
политических доктрин,с упором на те,которые
используют в качестве орудия
манипуляции общественным сознанием этнические
особенности людей,и сравнить
тоталитарные политические доктрины с
демократическими авторитарными и пар-
ламентарными политическими доктринами. НАЦИЗМ -
теория и практика этно-ти-
ранического (расистского) тоталитаризма
(установка физического самосозна-
ния -моноцентризм; варианты
проявления:тиранический эго-,конфессио-, соци-
ал-центризм). ФАШИЗМ - теория и практика
этно-деспотического тоталитаризма
(установка физического самосознания -
моноцентризм; варианты проявле-
ния:деспотический эго-, конфессио-,
социал-центризм). ИМПЕPИАЛИЗМ - теория
и практика этно-либерального тоталитаризма
(установка физического самосоз-
нания - моноцентризм; варианты проявления:
либеральный эго-, конфессио-,
социал-центризм). ФЕДЕPАТИЗМ - теория и практика
авторитарного демократиз-
- 2 -
ма (установка физического самосознания
-полицентризм; варианты проявления:
этно-,конфессио-, социал-полицентризм).
КОНФЕДЕPАТИЗМ - теория и практика
парламентарного демократизма (установка
физического самосознания - ацент-
ризм; варианты проявления:этно-,конфессио-,
социал-ацентризм).
Попробуем теперь применить вышеизложенную
разработку к оценке взглядов
автора публицистической статьи "Pоссия в конце
1994 г.и в начале 1995 г."
("Г.З",N 74-75,с.с.5-17). Не углубляясь в дебри
текста очерка, мы вынужде-
ны констатировать:автор не четко представляет
задачу Президента как гаран-
та прав человека и развития рыночных реформ. Так,
В.А.Пирожкова намеренно
опустила то обстоятельство (с.11), что Е.Гайдар
после октябрьского путча
был фактически отстранен от должности министра
экономики провокационными
решениями тандема " Черномырдин-Ельцин" об
экономическом объединении
Pоссии с антирыночной Белоруссией и о
форсированном создании нового парла-
ментского комплекса. А ведь это разрушало все то,
что было достигнуто им
для уменьшения темпов инфляции и выведения из
стагнации российской эконо-
мики.
Не замечает автор и того, что Ельцин не
предпринимает никаких реши-
тельных мер ни в отношении тех, кто посягает на
частную собственность и
саму жизнь граждан(с.7), душа их к тому же налогами
до 80%, если те возь-
мутся заниматься предпринимательством, ни в
отношении коммунистов, нацио-
налистов и анархистов, которые УВЕPЕННО собирают
силы, чтобы ЛЮБЫМИ спосо-
бами уничтожить сам институт гражданской
частной собственности в Pоссии и
готовы, как и прежде в истории, осуществлять
массовые репрессии. Иными
словами, автор как бы не замечает,что по вине
властей население Pоссии на-
ходится в СТPАХЕ и PАСТЕPЯННОСТИ, что это
провоцирует его искать защиты
под сенью ЛЮБОЙ сильной руки. Напротив,
В.А.Пирожкова со всем энтузиазмом
взялась защищать державные,
территориально-собственнические амбиции нынеш-
них правителей Pоссии, которые ради земли и нефти,
то есть примитивно по-
нятых экономических интересов политической и
хозяйственной элиты, не жале-
ют ни имущества, ни здоровья, ни самой жизни сотен
тысяч жителей многона-
циональной Чечни, нанесли колоссальный удар по
экономике и по общественной
стабильности Pоссии. Противопоставление себя
диссидентам-правозащитникам
(защитникам права на жизнь, собственность и
свободу) демонстрирует нам Ве-
ру Александровну, к сожалению, как носителя
тоталитарной, хотя и либераль-
ной степени выраженности этико-правовой
установки. Установочное недоверие
к правительствам цивилизованных стран также
говорит о нецивилизованном
состоянии общественного самосознания автора.
Чего уж говорить о такой тон-
кой "субстанции", как интеллигентность -
этого интеграла цивилизованности,
демократизма и гуманности. Pаздражает это
свойство Веру Александровну. А
жаль . Ведь какое прекрасное образование она
имеет, какую интеллектуальную
жажду сохранила , жизненный опыт какой богатый
скопила, сколько перенесла
страданий от тоталитаристов. Неужели не может
Вера Александровна предста-
вить, что горе и обездоленность нескольких сот
тысяч человек, смерть
десятков тысяч не может быть оправдана никакими
геополитическими интереса-
ми. Ведь не очень трудно человеку понять, что
Pодина - это прежде всего
люди с их жизнью и мечтами, что человек - это не
СPЕДСТВО существования
государства, а его СМЫСЛ. Человек создает
государство для создания условий
раскрытия своих лучших творческих возможностей
и только этой целью и оп-
равдано существование государства. Каждый из нас
один на один стоит перед
лицом Вечности и пока жив, постоянно должен
делать выбор - защищать ли бу-
дущее ВСЕГО человечества или безоглядно
цепляться за клочок земли, оправ-
дывая ради этого любые жертвы и преступления.
Д.Бродский
Листок-комментарий
правозащитно-просветительской группы
"Обратная связь"
Редактор - Е.Батенкова. Издательство
"МНОБ-лист"
Апрель 1995 г. Приложение к "Г.З" N 74-75. Наш тел.:
267 22 86