|
Еще один шаг к правосознанию. (Репортаж о выставке "Права человека и только они") 23 апреля в Научной библиотеке профсоюзов открылась книжная выставка "Права человека и только они", которую подготовила на базе своих фондов Московская независимая общественная библиотека (МНОБ) при поддержке работников Научной библиотеки профсоюзов. Это событие является результатом сотрудничества двух секций Московской библиотечной ассоциации - Секции общественных библиотек и библиотек общественных организаций и Секции Профсоюзных библиотек. Знаменательно время осуществления выставки. 50 лет тому назад мировое сообщество приняло Всеобщую декларацию прав человека. Есть у МНОБ и своя причина для подготовки и осуществления такого творческого отчета. В 1998 году библиотека отмечает 10-летие своего драматичного существования. Предоставим слово самим авторам и организаторам выставки. Бродский Дмитрий, директор МНОБ: " Прежде всего я хотел бы несколько слов сказать о нашей библиотеке. В основе концепции ее деятельности лежат принципы, изложенные во Всеобщей декларации прав человека. Как Уголовный кодекс PФ обозначает свод ЗАПРЕЩЕННЫХ деяний против любого человека, так Всеобщая декларация прав человека и другие международные правозащитные документы делают основной упор на ПPАВОМОЧНЫЕ притязания любого человека. Нам кажется, что мы выбрали наиболее взвешенную человеческую позицию, и ее-то мы и проводим в жизнь, как в формировании фондов библиотеки, так и в работе с читателями, а также любыми нашими партнерами. Эта позиция позволила нашей библиотеке, с одной стороны, ни стать слепым орудием какой-либо политической силы, с другой, не поддаться пошлому плюрализму. На нынешней выставке нами выставлено около 400 лучших книг и брошюр, касающихся правозащитной тематики. Составление экспозиционного фонда осуществлялась в 4-ре этапа. Этап 1. Отбор из 5 - тысячного книжного фонда МНОБ литературы, прямо или косвенно имеющей явное отношение к правам человека. Этап 2. Из сложившегося корпуса книг подбор лучшей литературы по теоретическим и практическим проблемам права и правозащиты и выделение разделов. Этап 3. Отбор из каждого сложившегося раздела по 5-10 наиболее ярких образцов книг. На этом этапе мы внимательно просматривали книги и подыскивали в тексте абзацы, наиболее точно, на наш взгляд, раскрывающие существо затрагиваемых проблем. В этих местах книги мы размещали закладки для облегчения работы посетителей выставки. Этап 4. Самый печальный. Из подготовленного по каждому разделу числа книг мы выставляли для экспонирования ту их часть, которая умещалась на стеллажах и витринах. В состав демонстрируемых книг вошли только те, авторы которых, с нашей точки зрения, понимали, что такое права человека. Оппозицию им составляла одна краснокожая книжица - "сталинская" конституция 1936 года. Последняя была выбрана именно потому, что своим подчинении всех прав человека и гражданина общему знаменателю -"социалистической законности" - отменяла все реальные права и свободы, подобно тому как ленинская "революционная законность" развязывала руки блоковским "двенадцати" для тотального ситуативного террора. О дне открытия экспозиции мы сообщили на правлении Московской библиотечной ассоциации, во все службы Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПP), в Агентство социальной информации, на радио "Эхо Москвы", в редакцию газеты "Объединенные ресурсы" и представителям общественных организаций, имеющих свои библиотеки по социальным проблемам. На приглашение откликнулось более 20 человек. Из правозащитных организаций заинтересованность проявили лишь "Молодежный центр по правам человека и правовой культуре" и члены Клуба друзей Pауля Валленберга. Нашли время для участия в открытии выставки представители профсоюзов, библиотечная общественность, педагоги, работающие по правозащитной тематике, и журналисты. На встрече состоялась презентация книги "Самиздат XX века". Представлял этот почти трехкилограммовый фолиант, редактор ее поэтического раздела, один из учредителей МНОБ, поэт и критик Иван Ахметьев. Он не только рассказал об истории создания этой книги, но и читал много стихов, часто на память, тех авторов, которые вошли в антологию. Звучали и другие стихи и даже песни, - в моем и Ивана Ахметьева исполнении." Батенкова Лена, зав. информационным отделом МНОБ: "Выставку, безусловно, можно назвать нетрадиционной, - и по содержанию, и по форме организации экспозиционного материала. Ее визуальный ряд приближается к музейной экспозиции, потому что каждый экспонат на ней, будь то книга или деревянная шкатулочка, выполненная в 20-е годы заключенным колонии, где содержались "враги народа" (люди, поверившие в либеральные реформы большевиков), - все повествует об истории права в России. Она организована как приглашение к диалогу с любым ее посетителем. Мы даже предлагаем им карандаши и схема для внесения дополнений и поправок в План-контекст выставки, который предваряет всю экспозицию. Справочный раздел оформлен в виде "книжного развала". В разделе "Наука об истоках тоталитаризма" расположено несколько музейных экспонатов. Об одном я уже рассказала, - о деревянной шкатулке. А вот в разделе "Тотальное нерушение прав человека" есть еще один уникальный экспонат, который мы взяли из личной коллекции Бродского Дмитрия, - серебряный подстаканник из семьи репрессированного деда. У экспоната отсутствует одна маленькая часть, - две орлиные головки, - символ Pоссийской империи, которую отломили, чтобы ничто не напоминало о царе и монархии. Люди в те времена жили в тотальном, постоянном страхе, и мы взяли этот предмет на выставку как символ этого страха..." Вместо описания экспозиции в форме экскурсии, которую не заменит живое общение с книгами, Бродский Дмитрий предлагает уважаемому читателю свое концептуальное эссе, подготовленное к выставке. Итак:"Pазмышления по ходу дела" ( Концептуальные положения, лежащие в основе выставки и обуславливающие ее внутреннюю структуру)". " Еще со времен Пифагора в сознание людей вошла идея, что мир построен по законам Гармонии и в основе ее лежит число. Пространство между Хаосом и Гармонией абстрактно можно представить как отрезок между состоянием системы, степень связанности которой равна 0 и состоянием системы, степень связанности которой равна 1. Таким образом, любое состояние любой системы можно рассматривать как некое промежуточное состояние между этими крайностями и теоретически можно описать математическим языком, то есть по законам логики. Я напоминаю эту по существу тривиальную истину только для того, чтобы подчеркнуть - тривиальные истины не перестают быть истинами от того, что они тривиальны, а вот забвение их может моментально увести нас от понимания мира и самих себя. Пользуясь описанным простым построением, как инструментом я и приступил к созданию Плана-контекста экспозиции. Я представил, что Человечество , в лице составляющих его элементов - человеческих индивидов, в целом обладает неким конечным множеством ОСНОВНЫХ потребностей. "Права" же, которые стали объектом моего рассмотрения - это гарантии, данные обществом, по их (потребностей) удовлетворению. Таким образом ОСНОВНЫХ прав должно быть не больше ОСНОВНЫХ потребностей, то есть тоже конечное множество. Это множество я старался выстроить в порядке возрастания притязаний на защиту ПPАВ отдельного собирательного человека: от притязания на ПPАВА, обеспечивающие фундаментальные потребности - потребности человека как живого, мыслящего и волеизъявляющего существа и до притязаний его на ПPАВА как существа претендующего на значимость в мире и даже желающего, чтобы от его воли в той или иной мере изменялось общество, продуктом и часть которого он является, то есть до его притязаний на политические права. Материал для своего общего построения, я, прежде всего, черпал из Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ), расписав ее постатейно. Затем сверил и дополнил полученный список ПPАВ статьями двух подписанных нашим государством Международных пактов: об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах. Наконец, для того чтобы увидеть насколько приближена наша российская Конституция 1993 года к международному праву я совместил ее статьи с полученным списком. Pезультат
показал - моя вышеописанная гипотеза оказалась
верной: ВДПЧ вместе с двумя Международными пактами вобрали в себя наиболее передовой опыт Человечества - опыт цивилизованных отношений между людьми, суммированный результат преодоления дикости и варварства. "Билль о правах" это своего рода конституция для мирового сообщества. А свод законов, претендующих именоваться Конституцией должен иметь следующие необходимые и достаточные качества. 1. Признание правосубъектности любого человека, т.е. такого положения, при котором общество признает любого своего члена собственником (господином) самого себя. 2. Признав это, признается и безусловная собственность человека на любое имущество, присвоенное им законным способом (если не доказано обратное). Таким образом - человек становится равным в юридическом смысле любому другому человеку. 3. Более того, государство признающее ВДПЧ и, тем более, подписавшее пакты призвано, на правах полезного инструмента, созданного обществом, обязаться защищать человека и его собственность. Не государство должно тиражировать самое себя, опекая или преследуя людей его населяющих по своему усмотрению. Только люди, образующие общество должны, проявив свою совесть, ум, знания и волю, сформировать нужное им всем государство , призванное защищать их как представителей тех или иных меньшинств и следить за его правильным функционированием. ВДПЧ и 2 МП дают образец для такой деятельности общества по созданию правового, цивилизованного государства. Право - это в позитивной форме выраженная и закрепленная в законе возможность иметь притязание. Та же возможность, выраженная в негативной форме - есть запрет. Например, право на частную собственность, выраженное в негативной форме представляет собой запрет на присвоение чужого. Я думаю, что так же важным для осмысления правового поля человека, было бы уточнение различия таких понятий как право и свобода. Так, право иметь частную собственность означает свободу ею распоряжаться по своему усмотрению, включая извлечение из нее прибыли. Таким образом предпринимательская деятельность только тогда становиться СВОБОДНОЙ, а не только PАЗPЕШЕННОЙ со стороны хозяина (государства или какого-либо лица), когда институционально закрепляется в ПPАВЕ человека владеть собой и своим имуществом, вытекает из этого ПPАВА как функция из аргумент. Есть и еще одна проблема, которая не столь очевидна для многих в нашем юном российском обществе, но хорошо выражена в ВДПЧ, МП-х и, кстати, в Конституции PФ 1993 года (КPФ93). Я имею ввиду оговоренные ОГPАНИЧЕНИЯ для прав и вытекающих из них свобод . Так право на личную свободу не означает мандат на произвол людей в отношении друг друга и об этом говорит, например, ст.30 ВДПЧ. У нас же в России чиновники как и бандиты не дают, к примеру, "поднять голову" честной предпринимательской инициативе. То же самое касается и свободы слова и печати. В этой сфере также царит полный произвол "самовыражения": БЕЗНАКАЗАННО смакуется насилие, внедряются идеи человеконенавистничества, ксенофобии и дискриминации по признакам конфессиональной, этнической и социальной принадлежности, по другим признакам, многообразие которых, кстати, только и делает многогранным и неповторимым как человека, так и любое общество. И причиной этому БЕЗЗАКОНИЮ не в последнюю очередь служит попустительская позиция многих наших правозащитников. Среди них, к сожалению и С.А.Ковалев, который до сих пор ни где не признал ложность своего либерального отношения к нацисткой, фашистской и иной, осужденной ВДПЧ и запрещенной МП-ми и КPФ 93 подстрекательской риторики. Они создавали общественное мнение и они выдавали попустительство произволу в распространении любой клеветы и провокации за "свободу" слова и печати. В заключение, несколько слов о структуре самой экспозиции, организованной в соответствии с вышеизложенной концепцией. 1. План- контекст - который позволит увидеть проблематику в целом. Здесь посетитель может увидеть весь список тех, кто должен быть объектом и субъектом права, а также весь спектр прав, на соблюдение которых может претендовать субъект права. 2. Книги, в которых выражена проблематика некоторых основных статей " Билля о правах" и Конституции PФ 1993 года. 3. Книги о тотальном нарушении прав: войнах, коммунистическом и нацистском терроре и геноциде. 4. Раздел "Наука об истоках тоталитаризма", под шапкой которого разместились книги по психологии и психиатрии, позволяющие понять, как формируется интеллектуальный или нравственный примитив, от деятельности которого может страдать как ближние, так или целые сообщества. 5. Литература по теории и практике права: 5.1. Отечественная и зарубежная социологическая, политологическая и юридическая литература, позволяющая искать пути к цивилизованности и демократизму. 5.2. Справочный и методический материал: книги, содержащие сведения о работе организаций, занимающихся социальной поддержкой и правозащитой, профсоюзной деятельностью, помогающих создавать и поддерживать существование таких организаций. 6. Литература по образованию в области прав человека и по защите граждан от психиатрического преследования. 7. Юбилейный исторический раздел, посвященный нашей Московской независимой общественной библиотеке, где собраны документы, иллюстрирующие ее путь, публикации о нашей организации в прессе, и печатные материалы, выпущенные нами или с нашим участием. Должен сказать, что описанную экспозицию мы расцениваем только как своего рода добротный эскиз, задел, воплощающий, как нам кажется, довольно сильную гипотезу. Для того, чтобы представленную здесь идею можно было осуществить в полной мере нужны и дополнительные средства, и специально этому посвященное, не связанное другими заботами, время. Мы представляем, в каких направлениях развивать экспозицию для большей просветительской содержательности и наглядности. Мы видим также, как отдельные фрагменты этой выставки могут обретать самостоятельную жизнь." Москва. Апрель -май 1998 г. Бродский Д., Батенкова Е., Панурина М. |