Группа "Обратная связь"

Предыдущий Вверх Следующий

Новости

horizontal rule

БРОДСКИЙ Д.

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОНСТРУКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

horizontal rule

(Статья в информационно - методическом сборнике для учителей «Права ребёнка и толерантность. Использование сообществ в рамках обучающего процесса», Ростов - на - Дону, Молодёжная правозащитная группа - Ростов. (E-mail: mpgrostov@mail.ru, http://mpgrostov.don.ru, Адрес: 344092, Ростов - на - Дону, ул. Б. Капустина, дом.26, стр. 1, к.144, Микушин Фёдор - руководитель программы «Толерантность - мой шаг) Молодежное Правозащитное Движение, 2002, с.с.142-159).

Предыстория работы

24- 27 ноября 1999 года в Ярославле проходил методический семинар в рамках российско-голландского проекта «Возможно быть другим». Его проведение стало возможным в результате сотрудничества Stiching Vredeseduatie (Голландия) и Детского Открытого Музея (Россия), а также финансовой поддержки Института «Открытое общество» (Московское отделение).

Семинар проходил на базе Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника. В нём принимали участие более 60 специалистов - педагогов, психологов, музееведов, библиотекарей, озабоченных созданием новых воспитательных методик для детей школьного возраста.

27 ноября на семинаре выступили сотрудники Московской независимой общественной библиотеки - учитель истории Лена Батенкова и я, Дмитрий Бродский.

Лена Батенкова провела открытый урок с использованием настольной экспозиции «Возможно быть другим», подготовленной совместными усилиями голландских и российских психологов-педагогов. Тема урока, в котором участвовали 20 детей 6 класса одной из ярославских школ, называлась «Я вижу что-то странное...». Это был вводный курс школьного предмета «Граждановедение» к теме «Толерантность».

Вслед за демонстрационным уроком я сделал сообщение на тему «Психологические основы толерантности». В нём я использовал интерпретации известного классического материала различных разделов психологии и свои оригинальные разработки, способные пролить свет на причины формирования толерантного мировоззрения.

В 2001 году усовершенствованный текст этого сообщения был найден молодыми правозащитниками из Ростова - на - Дону ( Молодёжная правозащитная группа - Ростов) на сайте нашей группы «Обратная связь» и был использован в качестве теоретической основы для их педагогической программы «Толерантность: мой шаг!» осуществляемой и ныне, помимо Ростова - на - Дону, в ряде школ Воронежа, Нижнего Новгорода, Курска и Ставрополя.

Вниманию читателей предлагается последняя редакция, переработанного для печати текста указанного сообщения.

horizontal rule

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ

В результате моих рассуждений выкристаллизовался некий «сухой остаток», с которым я бы хотел сразу ознакомить читателя.

КАКОВЫ ЖЕ НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОНСТРУКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ (КСТ) ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ, СОГЛАСНО МОИМ НЫНЕШНИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ, ЭТИЧЕСКИ ПОЛНОЦЕННОГО ЧЕЛОВЕКА?

Это:

bullet

установка УВЕРЕННОСТИ, а не ТРЕВОЖНОСТИ;

bullet

установка на ОСВОЕНИЕ среды, а не на ПРИСПОСОБЛЕНИЕ к ней;

bullet

установка на КОЛЛЕКТИВИЗМ, для удовлетворении своих потребностей (по формуле: «Всё тебе от меня - всё мне от тебя»), а не на ИНДИВИДУАЛИЗМ в его 3-х формах: ЭСКЕПИЗМ, ЭГОИЗМ и АЛЬТРУИЗМ;

bullet

установка на РЕАЛИЗМ (а не ЦИНИЗМ, СКЕПТИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ И ФАНАТИЗМ), в качестве основания для оценки вероятности реализации своей индивидуальности;

bullet

установка на ЧЕЛОВЕЧЕСТВО в качестве системы уверенности индивидуума для удовлетворения своей потребности в идентичности существования, то есть ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ самоидентификация, а не самоидентификация с социумами меньшего масштаба;

bullet

установка на ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ (а не на ДИКОСТЬ или ВАРВАРСТВО) в решении проблемы справедливого распределения ресурсов, характеризующуюся принятием за исходную аксиому признание неотъемлемого права законно приобретённой собственности любого лица .

bullet

этико - правовая установка (ЭПУ) индивидуума на ПАРЛАМЕНТАРНОСТЬ, а не на ТОТАЛИТАРНОСТЬ или АВТОРИТАРНОСТЬ, в качестве психико - мировоззренческого инструмента для обоснования границ деятельности другого лица или социума.

Термин установка введён в научный обиход Д.Н. Узнадзе как готовность особи к определённой активности. Социальная же установка, согласно теории установки - это состояние готовности индивидуума к определённому восприятию и оценке социальных процессов, ситуаций и деятельности в них.

Должен заметить, что каждая (кроме ЭПУ) из указанных установок индивидуума является лишь необходимым условием, но не достаточным основанием полной конструктивной социальной толерантности. Как мне представляется, предложенный здесь их список не исчерпывает всех возможных психико - мировоззренческих предпосылок для неё. Обнаружить их - дело исследователей.

Что же касается парламентарной этико-правовой установки (ЭПУ), то мне она видится как интегрирующая весь имеющийся позитивный опыт индивидуума и, в этом смысле, достаточным качеством для квалификации КСТ.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» И КАКОВО ЕЁ «ОСНАЩЕНИЕ»?

Термин «толерантность» пришёл в психологию из латинского языка. У древних римлян tolerantia означало терпение, покорность.

В дальнейшем этот термин нашёл применение не только в сфере человеческих отношений, но и в медицине и даже в математике.

Так в математике толерантными называют такие функции, которые хотя бы в одной точке принимают одинаковые значения. Такие функции, конечно, могут быть неразличимы наблюдателем.

Сделаем предположение, что толерантными, на уровне неживой материи, могут называться физические системы (атомы и молекулы), могущие хотя бы в одной точке своих состояний иметь одинаковые значения с другими системами, взаимодействующими с ними. Такое свойство физических систем или их агрегаций (пород, материалов, приборов), находящихся под воздействием некого фактора, приводит к «неоказанию сопротивления» (пропуску через себя) других систем или агрегаций. Так, в этом смысле, толерантным, можно назвать объект, пропускающий через себя электрический ток.

Теперь обратим внимание на свойство неразличимости. Оно не лежит в основе любой толерантности, но только начиная с толерантности гомеостатических (живых) систем.

На уровне неживой материи отсутствует чувствительность, а значит, и способность к различению. Органы неспецифической или специфической рецепции, так же как и органы сенсорного анализа появляются только на уровне биологических систем.

Однако, толерантность биологических систем не означает простую неспособность системы обнаруживать внедрение в нее антигена - постороннего элемента. Речь здесь идет о неготовности системы к сопротивлению внешним для неё влияниям. А свойство субъективного ответа на внешний вызов возможно лишь у живых, более того, зоологических систем.

Таким образом, в первом приближении, биологическая толерантность означает: неспособность системы сопротивляться внедрению в нее постороннего элемента по причине её неспособности обнаруживать внешний агент в связи с одинаковостью значений неких свойств системы- объекта и системы- субъекта взаимодействия или при его обнаружении квалифицировать этот агент как вредоносный.

В более общем и упрощённом виде я бы определил «толерантность» как свойство биологической или социальной системы приятия контрагента (другой системы или её элементов), неоказания ему сопротивления, ввиду возможного или реального его воздействия.

Толерантность может быть ВЫСОКОЙ и НИЗКОЙ. Толерантность биологической системы измеряется той мерой воздействия внешнего фактора, которая не вызывает СОПРОТИВЛЕНИЯ ему.

Обнаружив какое-либо свойство, для полноты его понимания, я рекомендую попытаться определить свойство, имеющее противоположное значение.

КАКОЕ ЖЕ СВОЙСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНО ТОЛЕРАНТНОСТИ, ТЕРПИМОСТИ, УСТУПЧИВОСТИ?

Упрощённо - это упрямство, сопротивляемость, нетерпимость. В науке это свойство обозначается термином - резистентность.

Резистентность (в свете уже сформулированного) это свойство биологической или социальной системы приятия контрагента ( другой системы или её элементов), оказания ему сопротивления, ввиду возможного или реального его воздействия.

Толерантность и резистентность являются крайними точками обозначения диапазона одного и того же процесса, диапазона ответного («дружественного» или «враждебного») действия на воздействие или возможное воздействие контрагента. Поэтому, в точке, где абсолютная толерантность равна 0, там абсолютная резистентность равна 1. Напротив, там, где абсолютная резистентность равна 0 , - абсолютная толерантность равна 1. В соответствии со сказанным - сверхпроводимость проводника - есть проявление толерантности, равное единице, а абсолютный диэлектрик - это объект с резистентностью, равной единице.

Резистентность и толерантность бывают как конструктивными, так и деструктивными. Однако, таким образом квалифицируемые качества могут быть только у живых систем.

Конструктивная толерантность - такая толерантность, которая увеличивает вероятность устойчивого существования системы, и (или) совершенствования системы - её носительницы.

Деструктивная толерантность - напротив, увеличивает вероятность противоположных процессов и результатов.

Конструктивная резистентность - это такая реакция на внешний фактор, которая ведёт к увеличению вероятности существования и совершенствования системы.

Деструктивная резистентность, напротив, ведёт к увеличению вероятности разрушения самой сопротивляющейся системы.

Деструктивной резистентностью, на уровне целого организма, к примеру, можно считать аллергический ответ на попадание в него, в общем-то, нейтральных агентов. В этом случае неадекватная защитная реакция организма может стать причиной его болезни, и даже гибели.

О неадекватной защитной реакции применительно к социальным системам достаточно прозрачно сказал поэт - верлибрист Всеволод Некрасов:

«Господи

Прости ты:

Опять спасать Россию.

Опять эти ужасти

- Спасай Россию.

А потом -

спасайся, кто может.

А кто же может спасти

спасителей,

да от спасителей же?

Кто может спасти?

Должен обратить внимание читателей, что вышеприведённые формулировки толерантности и резистентности ни в коей мере не претендуют на их определения. Это лишь некая квалификация их качеств. Исчерпывающая информация о формах толерантности и резистентности изложена мной в работе «Между деструктивной толерантностью и деструктивной резистентностью».

ЧТО ПРЕДШЕСТВУЕТ ОТВЕТУ ЗООЛОГИЧЕСКОЙ ИЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ВОЗДЕЙСТВИЕ ВНЕШНЕГО ФАКТОРА - АГЕНТА?

Как было уже сказано, альтернативному ответу предшествует регистрация указанного агента «органами восприятия» и идентификация его с помощью «анализатора».

Функцию же, облегчающую обнаружение агента, выполняет сенсибилизатор - фактор, доставляющий дополнительную энергию для осуществления процесса.

Но если на уровне межмолекулярных взаимодействий сенсибилизатор ускоряет протекание процессов, то сенсибилизатор зоологических и социальных систем - фактор, понижающий порог чувствительности системы к факторам воздействия на неё. Напомню, что порог чувствительности системы - это некое минимальное значение беспокоящего фактора, которое регистрируется ею.

Должен заметить одну особенность функции сенсибилизатора для биологических и социальных систем. Она заключается в том, сенсибилизатор только повышает чувствительность систем к агентам (например, антигенам), но прямо не влияет на повышение их сопротивляемости этим агентам.

Между тем, зачастую, отмечается практическое отождествление терминов «сенсибилизация» и «резистентность». Это означает фактическое не разведение понятий «чувствительность» и «противодействие».

Сенсибилитантность фактора, то есть способность его оказывать влияние на усиление чувствительности системы, измеряется величиной понижения порога чувствительности, вызванного этим фактором. Функция сенсибилизатора, таким образом, заключается лишь в как можно более «раннем» получении сигнала о действии внешнего фактора. Далее, в процессе идентификации, система определяет характер и степень значимости фактора для системы (квалификация). И вот уже тогда, в зависимости от особенностей и состояния системы, она, так или иначе, отвечает на « вызов» среды.

Возможные стратегии (или тактики) «ответов» системы представлены в виде схемы:

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ
агента

КОММУНИКАЦИЯ
с агентом
КАПИТУЛЯЦИЯ
перед агентом

#

&

#
АССИМИЛЯЦИЯ
(поглощение) агента
ЭЛИМИНАЦИЯ
(устранение) агента
БЕГСТВО
от агента

#

&

ИЗГНАНИЕ
агента
УНИЧТОЖЕНИЕ
агента

В случае, если агент, хотя бы и ошибочно, идентифицирован и квалифицирован как повреждающий фактор, система, при определенных условиях, может начать с ним борьбу.

Здесь уместно упомянуть о том, что любые процессы можно усиливать или ослаблять. Факторы, усиливающие процессы, принято называть катализаторами, а факторы, способствующие ослаблению процессов - ингибиторами.

Если повреждающий фактор значителен, то катализатор резистентных сил позволит быстрее с ним справиться. Если фактор, квалифицированный системой как повреждающий, незначителен, то применение катализатора резистентных сил сам может стать причиной разрушения системы.

КАКОВА УСЛОВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ?

Толерантность имеет специфику в зависимости от уровня организации живых систем и их способности к идентификации с системами другого уровня организации.

Так для нейрофизиологических (животные и человек) систем различаются индивидуальная (физиологическая), популяционная и социальная(сугубо человеческая) толерантности.

Популяционная толерантность подразделяется на различного рода межиндивидуальные и межгрупповые (факультативные и облигатные) формы толерантности.

Социальная толерантность также представлена межиндивидуальной и межсоциумной (факультативной и облигатной) формами.»

Толерантность животных и человека изучают, соответственно, зоопсихология и различные антропсихологические науки, - такие как социальная психология (например, конфликтология), индивидуальная психология (психология мировоззрения, психология личности). Психическая толерантность как феномен и предмет различается в соответствии со спецификой межгрупповых отношений на: межвидовую (имеется в виду отношения как животных разных видов, так и человека с представителями других биологических видов), межполовую, межвозрастную, межэтническую, межсословную, межклассовую, межконфессиональную, межментальную (имеется в виду отношения людей вообще, различающиеся своим этико-интеллектуальным инструментарием в понимании мира и себя). Толерантность проявляет себя в снятии межобщинных (и квазиобщинных, - к примеру, подростковые группировки) и, более широко, межосоциумных барьеров.

КАК ПРОЯВЛЯЕТ СЕБЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАТНТНОСТЬ И КАК РАЗЛИЧАЕТСЯ ЕЁ КАЧЕСТВО?

При пересадке органов из одного организма в другой или действии веществ аллергенов толерантность тканей и органов - явление позитивное. То есть, мы имеем дело с конструктивной толерантностью.

В то же время, неспособность организма обнаружить вредоносные вирусы и выработать против них антитела, как вы понимаете, явление отрицательное.

Недавно был описан печальный случай отравления поддельной водкой группы подростков. В той ситуации погиб самый физически здоровый парень. Других крутило и выворачивало наизнанку, но они выжили, А этот тихо уснул и не проснулся.

Как же можно такую толерантность организма назвать иначе, кроме как деструктивной?

В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПСИХИКЕ ЖИВОТНЫХ?

Здесь всё, конечно, сложнее.

Чтобы продемонстрировать неоднозначность функции толерантности на уровне психики животных приведу пример из моих наблюдений, касающихся пищевой толерантности.

У меня дома жила «древесная лягушка» - квакша. В начале квакш было 3, но за первую зиму 2 из них погибли. Третья же здравствовала более 3-х лет. Значит, скука или «тоска по Родине», в качестве причины гибели квакш, здесь были ни при чём.

Спрашивается, почему погибли 2 амфибии, а 3-я, напротив, претендует на звание долгожительницы? &

Мои наблюдения показали, что те, которые погибли, были слишком избирательны - и, тем самым, резистентны по отношению к пище. Они хватали только настоящих живых мух и тараканов. А их-то мы в доме не очень жалуем.

Что же касается квакши, с которой мы разделяли кров 3 года, то она оказалась более толерантна к пище - то есть, хватала любые объекты, соразмерные живой ее пище, лишь бы они двигались в поле её зрения. Воистину 2 погибшие амфибии проиллюстрировали поговорку: «Горе от ума» - слишком хорошо умели «различать» живое и неживое.

Здесь уместно обратить внимание на свойство, которое лежит в основе шкалы «толерантность- резистентность» - способность к идентификации.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ - это установление тождества объектов по их признакам. В данном случае, - тождества предмета и, запечатлённого как объект питания, образа (подробнее об это феномене я сообщу в следующем разделе).

Вот и мои 2 погибшие квакши стали жертвам лучшей, чем у третьей квакши, способности к идентификации. Если бы они похуже могли устанавливать сходство образа пищи в мозгу, образа пищи на сетчатке глаза и самой реальной пищи - они были бы оказались толерантнее к ней, и это бы стало залогом их долгого московского благополучия.

Рассуждения об амфибиях, между тем, касаются лишь психофизиологической толерантности - толерантности в витальной сфере - сфере выживания биологической особи. Но даже на этом примитивном уровне на степень толерантности влияет не один фактор, а целый их комплекс.

Так, если бы я был навязчивым и вертел кусочком рыбы у самого рыльца моего рекордсмена по толерантности к пище - животное бы встревожилось, и не было бы столь неразборчивым к пище. Как бы сказал физиолог Ухтомский я бы спровоцировал смену ДОМИНАНТЫ с пищедобывательной на оборонительную.

Схема такая: фактор беспокойства действует на психику особи - возникает страх - происходит смена предшествующей доминанты на пассивно - оборонительную.

В животном мире действуют и более сложные схемы отношений особи со средой вплоть до формирования установок на другую особь, как иную.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

КАКОВА СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ?

Уважаемые читатели, наверное, догадались, что я уже перехожу от вступления к основной части моего сообщения - непосредственно к предмету нашего интереса - к социальной толерантности как к одной из форм установок на другого инидивидуума как иного.

И здесь я хочу напомнить, что толерантность (и резистентность) в общественных отношениях, также как и на других уровнях организации живой материи, можно разделить на две группы: конструктивную и деструктивную. Конструктивная социальная толерантность (КСТ) называется мною так потому, что такая установка индивидуума на другого, как иного, способствует совершенствованию кооперации в человеческом обществе. Деструктивной социальной толерантностью (ДСТ) я называю такую толерантность, носители которой, не ведая того, создают условия для разрушения кооперации в человеческом обществе, попустительствуя разгулу деструктивной социальной резистентности (ДСР), а именно, - распространению настроений тревожности, недоверия, ненависти между различными социальными группами и слоями. Каждый может без труда вспомнить множество примеров ДСР. Укреплению кооперативного начала в обществе посвятил все свои основные исследования и психотерапевтическую практику психиатр Альфред Адлер.

Далее я буду говорить о более простом случае - о предпосылках КСТ, но рассуждая при этом часто от противного, касаясь предпосылок & ДСР.

КАКОВЫ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ, ПРЕДОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ?

После сказанного, я думаю, уже не надо особенно доказывать собравшимся, что социальная толерантность, есть явление интегративное, складывающееся под влиянием многих факторов. Из дальнейшего это будет ещё яснее.

Применительно к человеку, совершенствование толерантности, по-моему, зависит от 3-х групп факторов:

от факторов развития, факторов формирования и факторов становления.

Факторы развития - это особенности генетического материала особи, определяющие основные этапы морфофизиологических изменений индивида как особи. Вероятно, одним из факторов развития служит ведущий способ восприятия реальности, определяемый преимущественным развитием левого или правого полушария мозга человека.

Факторы формирования - это социальные условия, в которых изменяется индивид как человеческая индивидуальность. В частности, факторы формирования могут скорректировать факторы развития; например, устранить слишком большую асимметрию проявлений лево- или право - полушарности.

Факторы становления - это те влияния, которые применяет к себе сама эта человеческая индивидуальность, желая стать таким человеком, каким она себя видит в идеале, то есть личностью.

Ниже я заострю ваше внимание, прежде всего, на факторах формирования толерантности.

Тип темперамента. Для многих из вас не секрет, что в основе человеческих характеров лежит темперамент. Что это такое?

Темперамент, по существу, - формирующаяся под влиянием физиологических пренатальных (действующих до рождения) факторов, специфическая совокупность процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы животных и человека.

Нейрофизиологическую основу темперамента изучил нейро - психолог И.П. Павлов.

Описания основных типов высшей нервной деятельности, сделанные на основе экспериментов Павлова и его коллег, в основных своих чертах совпадают с формальной, комбинаторной таблицей, которую я предлагаю ниже.

Таблица 1

Низкая V торможения

(медленно тормозится)

Высокая V торможения

(быстро тормозится)

Низкая V возбуждения

(медленно возбуждается)

МЕЛАНХОЛИК

ФЛЕГМАТИК

Высокая V возбуждения

(быстрое возбуждение)

ХОЛЕРИК

САНГВИНИК

По вертикальной шкале мы видим низкую и высокую скорость(V) возбуждения.

По горизонтальной шкале - низкую и высокую V торможения.

Сочетания этих параметров и дают нам четыре основных типа высшей нервной деятельности или темперамента:

САНГВИНИК, ФЛЕГМАТИК, ХОЛЕРИК, МЕЛАНХОЛИК

Особенность темперамента сама по себе не определяет характер и степень выраженности установки на другого, но может повлечь серьезные последствия в этом направлении под влиянием других факторов формирования человеческого индивида в первые месяцы и годы жизни.

И всё же, как мне думается, один из типов темперамента обладает большей предпосылкой для толерантности, а ещё один - наименьшей.

Предположу, что большую предпосылку для формирования толерантного отношения к элементам объективной реальности имеет флегматик, а меньшую - холерик. Хотя, признаю, - это вопрос дискуссионный.

Структура потребностей. Детеныш человека, так же как и многих животных, проходит в своем совершенствовании целый ряд этапов формирования потребностей. Наиболее продвинутые, по моему мнению, схемы - шкалы потребностей предложили основатель гуманистической психологии американец Абрам Маслов (Абрахам Маслоу) и психоаналитик Эрик Гомбургер Эриксон.

В данной работе я предлагаю, по-моему, ещё более полную собственную шкалу иерархии основных потребностей (в настоящее время мною готовится подробная разработка этой темы на основе идей и клинических выводов Э.Г. Эриксона):

ПОТРЕБНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ
#

ПОТРЕБНОСТЬ УВЕРЕННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
#

ПОТРЕБНОСТЬ БЛАГОПОЛУЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

#

ПОТРЕБНОСТЬ СОВМЕСТНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

#

ПОТРЕБНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

#

ПОТРЕБНОСТЬ ЗНАЧИМОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

#

ПОТРЕБНОСТЬ ИДЕНТИЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

#

ПОТРЕБНОСТЬ РЕАЛИЗОВАННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
#

ПОТРЕБНОСТЬ БЕСКОНЕЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Элементарной потребностью животного является потребность существования. Если потребность существования по какому-то параметру не удовлетворяется(дефицит воды, пищи, воздуха и т.п.) особь приходит в возбуждение и начинается поисковая деятельность.

Следом за потребностью существования формируется потребность уверенного существования.

Тип ожидания от мира.

Если потребность уверенного существования у детёныша не будет удовлетворена на ранних этапах развития мозга и формирования психики, психика приобретёт отрицательный знак возбуждения - тревожную доминанту и это станет основой невротического отношения к окружающей действительности. Если же в жизни малыша его потребность в уверенности будет удовлетворена - будет формироваться спокойный, невозмутимый тип отношения к окружающей действительности на основе преобладания положительного знака возбуждения.

Увеличение степени тревожности служит серьезным фактором, снижающим степень конструктивной толерантности.

При трактовке тревожности мной принимается версия Фрейда, в дальнейшем разработанная Кеттелем, Спилбергом и Ханиным. По их мнению, - если страх- это боязнь чего-то конкретного, реальной угрозы, то тревожность- это безотчётный, иррациональный страх. Более того, при нарастании тревожности снижается способность обнаруживать реальную угрозу и таким образом снижается способность испытывать реальный страх. Тревожность - это благоприятная питательная эмоциональная среда для выделения и фиксации ребёнком в качестве объектов уверенности социальных девиантов (хулиганов, злодеев), а, позднее, - создания для себя инверсивных систем уверенности («орден меченосцев», ВКП (б), «Группа Туле», Национал - социалистическая рабочая партия, Конфедерация анархо -синдикалистов и т.п.) и приятия ксенофобских мифов.

Конкретный же вид объектов уверенности, систем уверенности и мифов формируется в зависимости от форм самоидентификации индивида.

Тревожность не только может явиться причиной невроза, но и послужить основным фактором его усиления. Здесь имеет место порочный круг, основанный на положительной обратной связи. Напомню, что в теории систем «положительной обратной связью» считается обратное действие объекта воздействия на субъекта этого воздействия, способствующее усилению (конструктивного или деструктивного для субъекта) процесса.

И ещё. Я думаю, что чем в более раннем возрасте развилась тревожность, тем труднее её вытеснить, а в случае упущенной младенческой, детской и подростковой тревожности - сделать это практически невозможно.

Опыт показал, что в некоторых случаях тревожность можно постепенно вытеснять, актуализируя в сознании невротика его позитивные социальные связи («давить» на его лучшие чувства), а также поощряя или инициируя социально-конструктивные способы его реализации. Но проблема коррекции тревожности очень сложна, и думаю, требует для своего исчерпывающего теоретического решения специальных многоаспектных исследований. В этом могли бы помочь размышления Альфреда Адлера, основанные на его клинических наблюдениях.

ТАК ЧТО ЖЕ, СОГЛАСНО МОЕМУ ПОНИМАНИЮ, ПРОИСХОДИТ В ДЕТСТВЕ?

Тип установки на отношение с миром.

В случае формирования тревожной доминанты задается установка приспособления к миру.

В случае формирования уверенной доминанты - задается установка освоения мира.

Уже здесь мы можем заметить закладку основ общей установки на социум.

Тревожный ребёнок скорее проявит страх и нетерпимость, чем уверенный в себе малыш.

Экспериментально доказано, что уже у обезьян, в случае воспитания их в изоляции от общения с себе подобными, с человеком, или при полной изоляции, - формируется неадекватная тревожность. Она проявляет себя в том, что первая реакция на новый предмет у таких особей - всегда панический страх, а если предмет, как выяснится впоследствии, безобиден - следующий порыв - безудержная деструктивная ярость и агрессия.

Наблюдения и опыты зоопсихологов и психологов на разных группах высших животных и человеке показали, что малыши в первые часы и дни своей зрячей жизни выделяют из окружающей среды так называемые «объекты запечатления» (Конрад Лоренц). Я называю эти объекты «ОБЪЕКТАМИ УВЕРЕННОСТИ» и, как вы догадались, объясняю их выделение индивидуумом наличием у него ПОТРЕБНОСТИ УВЕРЕННОСТИ (смотрите шкалу потребностей), которая направляет их поиск. Как правило, у высших позвоночных этим объектом уверенности служит мать. Но при её отсутствии может произойти запечатление любого другого объекта: отца, воспитателя, няньки, случайного человека, животного любого вида и даже неодушевленного предмета. От качества объекта уверенности зависит много в дальнейшем формировании психики животных или человека и, прежде всего, степень их уверенности и способ взаимодействия их с миром. В дальнейшем, если говорить о человеке, при благоприятном стечении обстоятельств объект уверенности низшего порядка заменяется объектами уверенности более высокого порядка: семьей, родом, племенем, народностью, нацией и, наконец, - Человечеством.

Здесь уместно более подробно остановиться на феноменах и механизмах идентификации и самоидентификации.

Тип самоидентификации.

Путь выбора образца для поведения и взглядов осуществляется через механизм идентификации применительно к реалиям сознания.

Идентификация - это по существу- процесс и результат распознавания объектов внешнего (объективного) мира на основании известных признаков вплоть до отнесения этих предметов к тем или иным классам.

Эту работу осуществляет сознание человека. Если идентификация - это процесс сознания, то самоидентификация - это процесс и результат распознавания себя, своей субъективности как предмета, с помощью своего сознания, по правилам прямой или обратной проекции. Иначе самоидентификация - одна из операций самосознания.

От качества самоидентификации индивида зависят ГРАНИЦЫ ПОЛЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Построим общую классификацию самоидентификации.

Схематично это выглядит так:

Иерархия самоидентификаций

Итак, как следует из вышесказанного, самоидентификация распадается:

bullet

по предмету осуществления операции:
на объективную (соматическую) и субъективную (психическую);

bullet

по степени осмысления:
на подсознательную и сознательную;

bullet

по обоснованности:
на адекватную (отождествление с носителем покоя и уверенности) и инверсивную (отождествление с носителем тревоги);

bullet

по знаку проекции:
на прямую (приписывание своих черт другим объектам) и обратную (приписывание себе черт других);

bullet

по масштабности:
на персональную и групповую (видовую, возрастную, половую, этническую, классовую, мировоззренческую и политическую).

А теперь вернёмся к теме «уверенность».

Тип интереса

Потребность уверенности существования лежит в основе познавательной деятельности и, в частности, её предпосылки - интереса. Ещё И. П. Павлов выделил у высших млекопитающих такой феномен как «ориентировочный рефлекс», названный им «что такое». Я считаю, что «ориентировочный рефлекс» мотивируется стремлением индивида компенсировать свой дефицит уверенности.

Не исключено, что и первоначальный интерес младенца вызывается состоянием неуверенности. Но тогда это будет ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, служащий приспособительной деятельности.

В то же время, если в жизни детеныша или младенца преобладает уверенность, у них чаще возникают положительные эмоции и среди прочих - ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, любопытство, а не испуг («подпитывающий» отрицательный интерес), или отвращение, к новым явлениям в их жизни.

Положительный интерес - это мотив изучения предмета с целью выяснения его свойств, помогающих конструктивному контакту или конструктивному длительному взаимодействию с ним. В основе положительного интереса лежат более сложные потребности, чем ПОТРЕБНОСТЬ УВЕРЕННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, а именно, потребность совместного существования и потребность самостоятельного существования.

Положительный интерес, как мне думается, лежит в основе ОСВОИТЕЛЬНОЙ составляющей деятельности животных и человека.

Этот тип интереса у младенца вызывают те предметы(в широком смысле), которые связаны с образом его объекта уверенности - воспитателя, матери или их заменителя

(об этом более полно см. ниже об экспериментах Т. Бауэра).

И, хотя, предтечей положительного интереса служит отрицательный интерес, - механизм его уже другой: стремление к получению удовлетворения (хотя бы от созерцания предмета) и стремление поддержать возможность контакта (общения) с ним.

В дальнейшем у человека положительный интерес распространяется от простых реалий (к предмету, его изображению в рисунке или слове), к более сложным реалиям: к деятельности, идее, мифологической, идеологической или методологической парадигмам.

Должен ещё раз напомнить, что удовлетворенная потребность уверенности создает лишь настроение, служащее предпосылкой положительного интереса и освоительной деятельности, но не мотивирует их.

Далее. Воспитатель может быть или индивидуальным, или групповым. Отсюда и система уверенности квалифицируется как индивидуальная или групповая.

От этого обстоятельства многое зависит - например, то, какой характер выработается у ребёнка. Если он не имеет возможности выделить индивидуальный объект уверенности, то может выработаться характер, не способный к индивидуализации отношений с окружающими людьми. Такому характеру свойственна некоторая поверхностность отношений - со всеми, и ни с кем в особенности: к товариществу, но не к дружбе, к влюбчивости, но не к любви и т.п. Я бы назвал его коллективизмом низкого качества - дикарским или варварским.

На стадии ПРЕДМЕТНОГО общения, как показывают наблюдения и эксперименты (Бауэр, Т.), младенец обнаруживает интерес к тем предметам, которые находятся в руках объекта уверенности. На этом эффекте можно построить большую часть педагогики раннего возраста.

В период младенчества, если ребёнок уверен в себе (или, вернее, не сомневается в своём объекте уверенности), он начинает интересоваться не только тем, что находится в руках объекта уверенности, но и в руках других значимых для него людей. В дальнейшем, в процессе усложнения психики ребёнка, на стадии ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО общения, ему становится интересно не только брать то, что «интересно» значимому другому (объекту уверенности), но и делать то, что интересно делать значимому другому. И так далее&. Этот феномен, сам по себе нейтральный, может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для формирования характера. Положительно то, что ребёнок научается быть социальным - увлекаться интересами других людей и через это - другими людьми, расширять круг предметов своего интереса.

С другой стороны, ребенок, если с ним не вести определённую работу, может, благодаря этому механизму, или стать жертвой обратной инверсивной самоидентификации (перенять установки и опыт асоциальных (девиантных) объектов уверенности), или научиться завидовать другому. Таким образом, может сформироваться агрессивность, навыки ЭГОИСТИЧЕСКОГО поведения и, в конце концов, соответствующая установка по схеме: «Всё мне от тебя - ничего тебе от меня». Если же работать с младенцем в правильном направлении, то можно научить его КОЛЛЕКТИВИСТСКИМ навыкам по схеме: «Всё тебе от меня - всё мне от тебя». Однако, если доминирующим у младенца будет чувство неуверенности (то есть его объект уверенности недостаточно убедителен, и младенец постоянно находится в поиске состояния уверенности), он будет стараться отдать свои предметы этому объекту в качестве дара (жертвы) ради своей уверенности. Таким образом. формируются слабые невротические АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЕ натуры. Если же, наконец, у младенца нет убедительного опыта уверенности, и он уже отчаялся искать его, то такой младенец старается никому не давать предметы, которыми манипулирует сам, но и не интересуется теми, которые есть у других, следуя схеме: «Ничего тебе от меня - ничего мне от тебя» - то есть формируется как ЭСКЕПИСТ.

Таким образом, уже на ранних этапах развития формируется психический архетип индивидуума, некая мировоззренческая парадигма, на основе которой будет в дальнейшем строиться индивидуальность человека. Этот психический архетип имеет свои параметры.

Выше, так или иначе, уже описаны такие параметры как ТЕМПЕРАМЕНТ, ПОТРЕБНОСТИ, САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ, СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приспособительная или освоительная), УСТАНОВКА НА СПОСОБ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕНИЯ.

Тип ожидания от мира

Следующий важный параметр, характеризующий индивида, - УСТАНОВКА НА ВЕРОЯТНОСТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ. Эта установка может быть любой по шкале от 0 до 1, где 0 - установка на невозможность удовлетворить свои экзистенциальные потребности. Этой установке соответствует состояние ОТЧАЯНИЯ, а противоположная, равная 1 - установка на безусловную возможность удовлетворения своих экзистенциальных потребностей. Ей соответствует состояние ВЕРЫ. Первая крайность ведёт к ЦИНИЗМУ, а другая к ФАНАТИЗМУ. Между обозначенными крайностями укладываются ещё три выраженных состояния, которые при определенных условиях могут закрепиться в виде установок. Средняя точка (0,5) - обозначает состояние (установку) на рассудок, разум (МУДРОСТЬ). Она, соответственно, называется РЕАЛИЗМОМ. Между точкой 0,5 и 1(фанатизм) располагается точка, соответствующая состоянию (установке) на НАДЕЖДУ и названа мною РОМАНТИЗМОМ. Напротив, между отметкой 0 (цинизмом) и 0,5 располагается точка, соответствующая состоянию (установке) сомнения и обозначена мною как СКЕПТИЦИЗМ.

ЭТИЧЕСКИЙ тип отношения с социумом

Другой параметр, определяющий вектор становления индивидуума - УСТАНОВКА НА СПОСОБ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕНИЯ, о котором я уже упоминал выше. Здесь за 0 принят установочный отказ от какого-либо сотрудничества. «Лучше если я не буду ничего давать, и мне не будут ничего давать. Так спокойнее». Этот тип назовем ЭСКЕПИЗМОМ, от английского слова escape (уйти).

Противоположный предел, который можно принять за 1, имеет уже 3 варианта. Либо индивид предпочитает всё отдать другому, полагая, что и другой должен быть таким же щедрым (КОЛЛЕКТИВИЗМ), либо - ничего не отдать другому, всё забрав у него (ЭГОИЗМ), либо готов всё отдать другому, ничего не требуя взамен - то есть готов попасть в полную зависимость от другого - АЛЬТРУИЗМ. Все указанные типы в своей выраженной форме объединяет то, что они подпадают под определение термина НОНКОНФОРМИЗМ.

Противоположным им служит равновесное состояние, при котором индивид готов действовать по обстоятельствам, в зависимости от преобладающего общественного мнения. Этому состоянию соответствуют те, кто в своём зрелом будущем будут отнесены к части общества, которая экзистенциально «не определилась» - КОНФОРМИСТЫ.

Описанное множество можно изобразить так:

Из характера установки на способ удовлетворения потребностей вытекает или склонность к чувствам дружбы и любви (коллективизм) или преданности (альтруизм) или отчуждённости (эскепизм) и ненависти (эгоизм). Приведённой только что здесь моей разработке, осуществленной мной в целом лет 20 назад(в начале 80-х), предшествовала разработка учёного- психоаналитика Карен Хорни. В своей последней книге «Невроз и личностный рост»(1950) Хорни описала возможные «защитные стратегии» избираемые ребёнком - невротиком (переживающим базальную тревогу, возникающую от чувства незащищённости). Этими невротическими проектами (установками - Б.Д.) могут быть или движение «к людям», или «против людей» или «от людей». Мне было крайне приятно обнаружить, что я не зная работу замечательной исследовательницы Карен Хорни пришёл к сходным результатам, выделив три установки, отклоняющих этику ребёнка от нормального направления формирования - коллективизма, а именно, - эскепизм, эгоизм и альтруизм.

Степень социальности (очеловеченности)

Далее многое зависит от глубины понимания индивидуумом человеческих отношений, его степени социальности (очеловеченности).

Этих основных степеней 3: дикость, варварство, цивилизованность.

Так, индивидуум на стадии дикости свой образ жизни видит по тому или иному сценарию в зависимости от доминирующей установки на удовлетворение своих потребностей в контексте общения:

Для эскеписта - ДОБЫТЬ (найти) - ПОТРЕБИТЬ

Для эгоиста - ДОБЫТЬ (отнять) - ПОТРЕБИТЬ

Для коллективиста - ДОБЫТЬ - РАСПРЕДЕЛИТЬ ПО ДОГОВОРУ - ПОТРЕБИТЬ СВОЮ ДОЛЮ

Для альтруиста - ДОБЫТЬ - ОТДАТЬ - ПОТРЕБИТЬ ТО, ЧТО ВЕРНУТ

На стадии варварства, которая, возможно, доступна только коллективистам, схема отношений субъекта, ресурса и др. субъекта такова:

ПРОИЗВЕСТИ - РАСПРЕДЕЛИТЬ ПО ДОГОВОРУ И ЗАКОНУ - ПОТРЕБИТЬ СВОЮ ДОЛЮ.

На стадии цивилизованности, которая, скорее всего, ТАКЖЕ достижима лишь для коллективистов, означенная схема приобретает такую последовательность: - ПРОИЗВЕСТИ С ИЗЛИШКОМ - ПРОДАТЬ ИЗЛИШЕК - ПОЛУЧИТЬ ПРИБЫЛЬ - РАСПРЕДЕЛИТЬ ПО ДОГОВОРУ И ЗАКОНУ - ПОТРЕБИТЬ СВОЮ ДОЛЮ

СПРАШИВАЕТСЯ, КАКАЯ ИЗ УКАЗАННЫХ СТАДИЙ ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ БОЛЕЕ ВСЕГО ПРЕДРАСПОЛАГАЕТ К ТОЛЕРАНТНОСТИ?

Мне, всё же кажется, - это стадия цивилизованного человека, т.к. соответствующий ей образ жизни требует наиболее широкого и глубокого постижения принципа кооперации, которую считал за эталон и цель своих психотерапевтических практик А. Адлер. А цивилизованность, по-моему, в наибольшей степени требует УВАЖЕНИЯ К ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГРАЖДАНСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

ЭТИКО - ПРАВОВОЙ тип отношения с социумом

Наконец, для идентификации КСТ индивидуума важно рассмотреть его мировоззрение и проявления по шкале этико - правовых установок.

Они могут быть тоталитарными, авторитарными и парламентарными. Тонкости типологизации и классификации их описаны в статье (Бродский Д. «Опыт типологии систем государственного устройства», в бюллетене «Обратная связь», М., №№4, 5 и на двух веб-сайтах). Но уже сейчас могу сказать, что КСТ в наиболее полно выраженной форме можно обнаружить у парламентарных

(социал- и либерал - ) демократов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

О ТОМ, КАК ВОЗНИКАЕТ И ИСЧЕЗАЕТ КСЕНОФОБИЯ?

Ксенофобия рассматривается в нашей работе как следствие и проявление консерватизма.

Известно, что младенцы проявляют так называемый «детский консерватизм». Он больше у тех детей, которые испытывают дефицит уверенности или тревожность. Это о степени устойчивости «детского консерватизма». А сам по себе он - вполне здоровое явление и обусловлен просто незначительностью опыта младенца.

Чем больше опыт и меньше тревожность - тем ниже «детский консерватизм». Видимо, это можно отразить даже на графике.

А почему, собственно, консерватизм может быть только «детским»? Консерватизм может быть и подростковый, юношеский, взрослый и старческий. Ведь если тревожность растёт, то индивид всё меньше готов воспринимать новые идеи, новые подходы и т.п. Просто если детский консерватизм проявляет себя в блокировании восприятия чувственных ощущений, то подростковый - в блокировании новых эмоций, юношеский - в блокировании новых чувств, взрослый консерватизм - в блокировании новых концептов, а старческий - в блокировании новых парадигм.

Развитие представленной здесь темы вы можете обнаружить в моей работе «Между деструктивной толерантностью и деструктивной резистентностью» (Установка на восприятие «другого» как объект исследования и тема преподавания в школе)

Рекомендуемые работы и их авторы:

bullet

Адлер Альфред. «Практика и теория индивидуальной психологии». (Автор предлагает метод и методики исследования и лечения невротиков. Особое место уделяется процедуре интроспекции и расширения сознания пациента.)

bullet

Анохин П.К. «Системная организация физиологических функций». (В работах автора и его последователей педагог может почерпнуть сведения о механизмах организации психики и поведения животных и человека).

bullet

Бауэр Т. «Психическое развитие младенца». (Экспериментальное подтверждение позитивного влияния взрослого человека, как системы уверенности, на познавательный интерес младенца).

bullet

Бродский Д. «Опыт типологии государственных устройств». В бюллетене «Обратная связь», №№ 4, 5 - (об этико-правовых предпосылках политического сознания), а также Web-страница группы «Обратная связь» по адресу: http://feedbackgroup.narod.ru - (материалы по психологии мировоззрения и, среди прочих, разработки, касающиеся формирования, проявления и преодоления ксенофобии).

bullet

Бродский Д. «Между деструктивной толерантностью и деструктивной резистентностью», На сайте feedbackgroup.narod.ru

bullet

Буянов М. «Тяжёлые люди». (Описание известных в истории психопатов с позиции детского психиатра).

bullet

Гербер А. «Мама и папа». (Автобиографическая книжка, содержащая сведения о формировании толерантности в семье и невротизации в период полового созревания).

bullet

Дембовский Я. «Психология животных». (В книге подвергается критике абсолютизация «инстинкта», как объяснения поведения животных).

bullet

Дембовский Я. «Психология обезьян». (В книге осуществляется подробное сравнение на живом материале формирования психики детёныша шимпанзе и младенца) .

bullet

Изард К. «Эмоции человека». (Обзор исследований по психологии эмоций и, в том числе, касающихся проблем толерантности).

bullet

Лебединский В.В. и др. «Эмоциональные нарушения в детском возрасте». (Исследование проблем организации эмоциональной жизни детей и методики преодоления тревожности и аутизма ).

bullet

Некрасов В. Стихи из журнала, М., «Прометей» МГПИ, 1989, с. 47

bullet

Павлов И.П. «Избранные произведения», М., ГИПЛ, с.с. 278 - 304).

bullet

Узнадзе Д.Н. «Психологические исследования», М., 1966 (Работа содержит основания теории установки, разработанной автором).

bullet

Ухтомский А.А. «Собрание сочинений.» (Работы содержат идею «принципа доминанты»).

bullet

Фрейд З. - «Цивилизация и недовольные ею», 1930.(Здесь развивается мысль сформулированная ещё 1895 г. в работе автора о тревожности, как следствии невроза и неврозе, как следствии тревоги).

bullet

Хайнд Р. «Психология животных». (Фундаментальный обзор, касающийся всех аспектов проявления психики животных. Книга полезна для выделения в психике человека животной компоненты. Выделим материалы по запечатлению - импринтингу, выбору объекта уверенности, влиянию раннего опыта на половую и видоспецифическую идентификацию. В книге нужно обратить внимание на работы Хейнрота, Хесса, Лоренца, Смита, Барона, Хершера и Рёбера).

bullet

Хорни К. «Невроз и личностный рост»(борьба за самореализацию), (Б&К, Восточно-европейский институт психоанализа, СП б, 2000 год( по нью-йоркскому изданию 1950 года).

bullet

Эриксон Г.Эрик. «Детство и общество».( Фундаментальное исследование стадиальности формирования человеческой индивидуальности. Наиболее продвинутая работа в области психоанализа).

Дополнительно рекомендуемые авторы:

bullet

Дубровский Д.И. - диалектико-материалистическое осмысление «субъективного»;

bullet

Лоренц Конрад - открытие импринтинга ( запечатление основных черт наиболее значимых для особи элементов среды);

bullet

Маслоу Абрахам - иерархия потребностей человека;

bullet

Наракидзе В.Г. - шкала тревоги;

bullet

Спилберг Ч. - шкала самооценки;

bullet

Тайлор Дж. - личностная шкала проявления тревоги.

Москва. Ноябрь 1999 г. - июнь 2002 г.