Группа "Обратная связь"

Предыдущий Вверх Следующий

Новости

Батенкова Е.В.
Бродский Д.А.

Предпосылки и методика интерактивного обучения на уроках по правам человека
или
Опыт учительской рефлексии

Уважение другого человека, признание за ним равных прав - есть основа цивилизованной жизни, без которой у Человечества нет будущего.

Можно ли научить детей ПОНИМАТЬ это, и главное – как?

На наш взгляд, основным звеном в методике преподавания прав человека должно стать обучение ДИАЛОГУ как условию бесконфликтного взаимодействия между людьми..

УЧИТЕЛЬ:

Мы все знаем, что дети любят задавать вопросы. Они делают это самозабвенно. Для некоторых это становится самой любимой игрой.

Вопросы падают как капли дождя, и – совсем не обязательно нам с вами быстро отвечать, - “почемучки” как будто и не торопят нас с ответом. Им главное – задать вопрос, им нравится именно это. Конечно, мы тут же попадаемся “на крючок”: подбираем слова, обдумываем логику мысли- ответа, простое пытаемся объяснить сложно, часто запутываемся, сбиваемся, а главное – теряем нить СОВМЕСТНОГО поиска, возможность вместе с детьми пережить несравненное счастье открытия или… (горечь неудачи- ДБ)невозвратимость потери.

ПСИХОЛОГ:

Но дети не знают, а взрослые забыли, что “диалог” это не просто ответы на вопросы, не просто разговор и даже не просто обсуждение какого-либо, даже самого важного, вопроса. Согласно древнегреческой традиции – это философский разговор. Просто же спор или обсуждение чего-либо у древних греков обозначался термином “диатриба”. И хотя мы понимаем, как говорил Гераклит, что “нельзя войти в одну и ту же реку дважды”, необходимо при общении с детьми на уроках ПО ВОЗМОЖНОСТИ возвращать слову “диалог” его высокое значение - “обсуждение проблем с целью приближения к ИСТИНЕ”. А ИСТИНА, согласно современному пониманию – это соответствие содержания суждений и понятий объекту определения, проверяемое общественной практикой.

Каков же путь приближения маленького человека к освоению диалогового общения?

На ранних этапах индивидуального психического РАЗВИТИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ мира человека осуществляется путём интенсивного, сначала невербального, позднее примитивного вербального общения. Если первые слова младенца - это обозначения-требования, то в более развитой форме они приобретают смысл вопросов.

Только гораздо позднее к детям приходит страсть к чтению, как форме скрытой беседы (протодиалога). Чтение же совершенствует внутреннюю речь.

Между тем, в процессе работы над собой у ребенка появляется ПОТРЕБНОСТЬ в собеседнике. И если сверстник ребёнка в этом качестве его уже не удовлетворяет, то роль эту выполняет, как правило, взрослый.

УЧИТЕЛЬ

Когда я вхожу в класс, я ещё не знаю, каким будет самое первое слово, а только вижу глаза, устремленные на меня, ждущие от меня…– чего? – чуда? праздника? Ответа…

Первым шагом в обучении познанию можно считать момент, когда ученик САМ захочет ответить на свой вопрос! Потому что, только в ПОИСКЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОТВЕТА человек может что-либо понять. И главный вопрос: насколько он этого хочет.

ПСИХОЛОГ

Детской “болезнью” ожидания “окончательного” ответа тоже надо переболеть. Но сделать это надо не стихийно, неуправляемо, а творчески осмысленно. Чтобы выйти из неё окрепшим, повзрослевшим, жаждущим новых… ответов! И не в качестве неких догм, а РАБОЧИХ ГИПОТЕЗ.

УЧИТЕЛЬ

Я с этим сталкиваюсь постоянно. И я научилась “переводить стрелки”. Сказать: “Я не знаю!” - очень трудно, всегда трудно даже тем, кто произносит эту фразу не задумываясь. Просто у таких людей чувство беспокойства от такого ответа приходит позже, но обязательно приходит. Как это “Я не знаю”?! Это все равно, что остановиться перед бездной, перед пустотой, в точке, где жизнь остановилась перед прыжком в неизведанное..

Но пока я не научу ребёнка говорить эту заветную фразу, я ничему не смогу его научить вообще, потому что если он уже “Всё знает”, то мне в классе делать нечего. Но как?! Как это сделать? Как преодолеть этот интеллектуальный консерватизм? !

Я всегда испытываю радость, когда вместо запутанного ответа в стиле “заговаривания зуба” слышу простое: “Я не знаю…”. Это мгновение дарит мне начало пути к ученику, к совместной с ним работе, труд, кропотливый и, увы, с непрогнозируемым результатом...

Признание своей незавершенности – морально очень трудно переносимая процедура. Причём у вопрошающего ребёнка и у учителя в этой связи возникают свои проблемы. Ребенку трудно согласиться, что его метр в чём-то не сведущ. Он готов пересмотреть своё отношение к учителю и даже может почувствовать некую интеллектуальную неполноценность среды, в которой он находится.

Учитель, предполагая такую реакцию детей, пытается всячески из этой ситуации выкрутиться и часто для этого прибегает к непедагогическим средствам.

Однако, не следует уклоняться от назревающего конфликта. Надо найти время для разъяснения детям не совсем простых истин:

Первое. Даже Человечество в целом за всё время своего существования накопило только маленькую толику знаний о мире и о себе;

Второе. Никто из людей объективно даже посягнуть не может на обладание знанием в последней инстанции;

Третье. Истинный смысл занятий учителя с ними – научить их искать знания и отличать ложные знания от относительно надёжных;

Четвертое. Не следует "комплексовать" от незнания или обманывать себя и других самомнением о своей окончательной осведомлённости.

ПСИХОЛОГ

Из сказанного видно, что обучение диалогу представляет собой как дидактическую, так и содержательную часть курса “Права человека”.

УЧИТЕЛЬ

… И не только его. Умение диалогично мыслить необходимо во всём процессе обучения.

Я знаю, что мне могут возразить: таблицу умножения и правила орфографии необходимо запоминать, то есть зазубривать, и здесь никакое обсуждение не поможет. Но, на мой взгляд, такая постановка вопроса свидетельствует о непонимании или нежелании понять современные проблемы формирования КОНСТРУКТИВНОЙ человеческой индивидуальности. Прежде чем приступить к решению любой задачи, ученик должен “увидеть” ее в контексте всего накопленного им знания, т.е., ПОНЯТЬ проблему, сформулировать вопрос.

Перед КАЖДЫМ человеком по-прежнему стоят большие трудные вопросы: как жить, чтобы не способствовать гибели всего Человечества и не погубить самого себя как Личность? Как себя вести МНЕ, единственному, неповторимому, уникальному и, вместе с тем, лишь одному из миллиардов людей, составляющих лишь потенциально бессмертное Человечество. Учителю важно суметь отказаться от РОЛИ ментора, якобы обладающего полнотой знания в той или иной области, которому, на самом деле, уже ничего не нужно, уже всё известно и остаётся только передавать накопленный опыт. Важно сформировать у своих собеседников-учеников УСТАНОВКУ на непредсказуемость, открытость в выборе шагов во взаимоотношениях с окружающим миром, не навязывая своих решений и образцов. И тогда есть шанс разбудить в них не только эмоции, но и мысль, то есть всё их существо.

ПСИХОЛОГ

В курсе “Азбука прав человека” большое внимание уделяется теме “ПРЕДРАССУДКИ”. Рассмотрим на примере раскрытия этой темы методологические и методические основы работы учителя с детьми.

Прежде чем приступить к педагогической работе по этой теме, учителю целесообразно было бы самому, по возможности всесторонне, рассмотреть феномен, которому будет посвящено несколько уроков курса.

Кстати, эта работа может быть использована для дальнейшего, адаптированного для детей, экскурса в индивидуально-психологические и исторические предпосылки обсуждаемого феномена.

Что же существенного нужно знать о нём?

Многие черты характера ребёнка закладываются в первые годы его жизни и зависят от отношения к миру людей, с которыми ребёнок находится в это время в наиболее “плотных”, как говорят учёные, - облигатных (обязательных) взаимоотношениях. Что касается предрассудков, то они ФОРМИРУЮТСЯ в результате действия факторов БЕСПОКОЙСТВА, в данном случае, в виде ТРЕВОЖНОСТИ родителей (или самого близкого окружения ребёнка).

В последнем случае, именно через их поведение в тех или иных ситуациях у ребёнка закладывается стойкое, эмоционально окрашенное отношение к тем или иным ОБЪЕКТИВНЫМ или СУБЪЕКТИВНЫМ РЕАЛИЯМ мира – к животным, явлениям природы, к людям, к явлениям психики (например к снам и т.п.). Наблюдения и эксперименты (Бауэр Т. “Психическое развитие младенца”) показали, что младенец обращает внимание прежде на те предметы, которые вызывают интерес у близкого ему человека, служащего ему объектом уверенности (термин Бродского Д). Так же и отношение к предмету у младенца окрашивается в тот эмоциональный цвет, который он замечает у значимого ему человека. Отношение может быть или радостное, или испуганное или любое другое.

Повышенная тревожность, если она преобладает в опыте, передаваемом объектом уверенности ребёнку, не позволяет ему отделить своё субъективное от остального объективного и субъективного в мире. Ребёнок в этой ситуации страшится своей автономности. Он психически как бы продолжает ощущать свою включённость в Я матери, или, напротив, включать мать как гарант стабильности, а через неё весь мир, в своё Я.

Тревожность выступает, как симптом детского НЕВРОЗА и может достичь степени ПСИХОПАТИИ в различных её формах

Кроме ВНУШЕННОЙ, описанной выше, тревожность, по своему генезису, может быть и САМОПРИОБРЕТЁННОЙ. Это тревожность возникает в результате непосредственного самостоятельного столкновения младенца и ребёнка с реальными опасностями жизни. Возникнув в сознании ребёнка путём внушения или на основании реального опыта, она в дальнейшем может репродуцироваться непроизвольно, в ответ на совершенно случайные факторы как невротическая оборонительная реакция. Но предрассудок возникает не беспочвенно только на основе тревожности. Невротичный ребенок обладает повышенной эксцентричностью. На фоне общей тревожности он склонен драматизировать перспективы удовлетворения своих обычных желаний. Таким образом, возникает почва для формирования МАНИЙ и ФОБИЙ.

Мания – это безотчетное, неоправданное влечение к чему (кому) - либо: к явлению природы (например, к огню (пиромания), к высоте), к предмету (к блестящим вещам, к крови и т.п.), к животному или человеку, определённых качеств. Или же это безотчётное желание совершать неадекватные действия (например, летать, проливать свою или чужую кровь и т.п.). Затруднительность или невозможность для индивидуума удовлетворять свои маниакальные влечения, через механизм переживания тревожности и ФРУСТРАЦИИ служит дополнительным источником для усиления мании.

Фрустрация - психическое состояние индивида, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, оцененной им как препятствующей достижению цели.(по Карпенко Л.А. "Краткий психологический словарь", М., ИПЛ, 1985)

И тогда возникают ФОБИИ.

Фобия – это безотчётный, не оправданный устойчивый страх индивида перед чем (кем) - либо: явлением природы (например - тенью), животным (например, безногим или напротив многоногим, мышью), определённого рода людьми (например, людьми со сросшимися бровями, ситуацией (например, высотой), якобы решительно мешающими ему достичь свою цель.

Названные состояния и служат предпосылками для возникновения ПРЕДРАССУДКОВ.

Таким образом, приступая к определению термина “предрассудок”, с учётом высказанных здесь соображений, можно сформулировать его следующим образом: предрассудок - это устойчивое ошибочное суждение субъекта о связях между ним и реалиями мира, в основе которого лежат манеоподобные и фобиоподобные наклонности на фоне неадекватной, повышенной тревожности (невротизм) и отсутствия достаточной оппозиции со стороны позитивных знаний об этих связях (невежество) и об истинных причинах указанных его патологических наклонностей.

Предрассудки предстают в виде ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ и СУЕВЕРИЙ.

Предубеждение - это ложное оценочное суждение, противоречащее реальному опыту и знаниям, принятие на веру ошибочно интерпретированных или отсутствующих фактов, убеждение, воспринятое и закрепленное по каналам подражания взглядам объекта ИДЕНТИФИКАЦИИ или прямо внушенное им. Предубеждение лежит в основе соответствующего отношения к его объекту и формулирует мотив деятельности против него.

Предубеждение, по-моему, это материалистическая форма предрассудка.

Ни на чём не основанным предубеждением было представление широких советских масс, что со смертью тирана И. Сталина со страной должно случиться что-то страшное.

Суеверие – это отрицательно или положительно эмоционально окрашенное ошибочное суждение о реалиях мира и их взаимоотношениях, основанное на вере в сверхъестественное значение для индивида или общества маловероятных совпадений событий (СИМВОЛЫ, ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ, ПРИМЕТЫ и т.д.).

Например, развитой формой мистического суеверия было мнение философа Гегеля, что Наполеон – Бонапарт – это воплощенный “Абсолютный дух на коне” - символ высшего проявления божественного провидения. На самом деле он был лишь знаковой фигурой для некого исторического переходного периода.

Что же касается термина СУДЬБА, упомянутого учителем, то его можно определить, как конкретный совокупный результат для человека его познанных и непознанных обстоятельств взаимодействия с природной и социальной средой.

 

УЧИТЕЛЬ

При работе с детьми надо объяснить детям, что такое ПРЕДРАССУДКИ, и зачем вообще о них говорить.

Сначала мы начинаем работать с самим этим ТЕРМИНОМ. Разбираем его по составу, ищем ему первое рабочее определение. Наконец, формулируем понятие: например - “Предрассудок – это поспешное суждение, то есть мнение, высказанное о чём-либо до размышления”. Или “ предрассудок – проявление привычного, эмоционально окрашенного ошибочного суждения о СВЯЗЯХ между реалиями”.

Далее рассматриваем религиозные (СУЕВЕРИЯ) и внерелигиозные (ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ) предрассудки.

bulletНу и что, - спрашивают они меня – дальше? Зачем нам это знать?
bulletЯ - Часто вы говорите, не подумав, как следует? Хорошо ли это?
bulletК - Смотря для кого!
bulletЯ - Для вас!?
bulletК - Смотря в чём…
bulletЯ - В повседневной жизни, например. Представьте, что чёрная кошка перебежала вам дорогу. Что вы испытываете при этом?
bulletК - Ерунда! Ничего не испытываю!
bulletО - Иду дальше, как будто ни в чём не бывало!
bulletС - Возвращаюсь назад, и перехожу дорогу в другом месте.
bulletЯ - Но почему?! Ведь это же чепуха?!
bulletС- А откуда Вы знаете, что это чепуха?
bulletЯ - Потому что у меня есть опыт, - мой личный опыт удач и неудач, опыт моих наблюдений за другими и опыт чтения литературы, посвященной изучению и объяснению происхождения предрассудков и, в частности, - суеверий. Обобщая весь этот опыт, мой здравый смысл и чувство справедливости не позволяет мне, к примеру, сваливать на случайную чёрную кошку вину за свои ошибки и не пытаться узнать истинные причины обстоятельств моей судьбы.
bulletВ - А у меня такой случай с чёрной кошкой был!
bulletС - И у меня!
bulletБ - И у меня!
bulletЯ - Но у меня не было!
bulletК - И у меня не было!
bulletО - И у меня…
bulletЯ - Вот видите, нельзя сказать, что “чёрная кошка” всегда является предвестницей неудач и несчастий! Если совпадения и несовпадения составляют приблизительно половину на половину, то мы имеем дело с простой случайностью. Давайте лучше подумаем над тем, как могло возникнуть такое расхожее мнение, почему так много людей вообще склонны верить подобного рода утверждениям.

Кто-то из детей придумывает вполне правдоподобную историю о царе какого-нибудь древнего небольшого государства, который трагически погиб после того, как дорогу ему перебежала черная кошка. Весть эта мгновенно разнеслась среди его подданных, и с тех пор черная кошка становится предвестницей беды.

Единичный случай из-за высокого статуса героя трагической истории и серьёзных последствий этой трагедии мистифицируется и обретает ранг неизбежного опасного сочетания событий!

УЧИТЕЛЬ

И вот обсуждение как будто бы закончено. Я снова задаю, теперь уже контрольный вопрос: “Как вы думаете, все ли предрассудки вредны?”

Я прошу детей ответить на этот раз письменно и привести пример вредного и невредного предрассудка, если, по их мнению, таковые имеются. И – что же?

Из ста двадцати человек 10 отвечают, что все предрассудки вредны, 85 не считают, что предрассудки наносят человеку вред и ещё 25 высказывают мнение, что лишь некоторые из предрассудков можно считать вредными (такие, например, как нелюбовь к людям другого цвета кожи, то есть различные проявления КСЕНОФОБИИ).

 

ПСИХОЛОГ

Твоя статистика печальна. Она свидетельствует, о том, что около 70% подростков 10-11 лет в рассматриваемой школе имеют склонность к несправедливым решениям. Есть определённые признаки не различения ими добра и зла.

Безусловно, каждый человек стремится ошибаться как можно реже, но очень немногие понимают, что они ошиблись. Твоя задача как педагога трудна. Только диалог поможет некоторым из твоих учеников показать логику ошибки и ошибки в логике рассуждений и, в конце - концов, преодолеть их.

УЧИТЕЛЬ

Пример всё с тем же предрассудком. На мой вопрос “Что такое предрассудок?” большинство отвечают формально верно, например : “…устойчивое ложное мнение, не подтвержденное фактами или высказанное без достаточных оснований…”

Суждение, которое человек не подвергает критике, склонность к предрассудкам - результат сниженной критичности сознания

А ответ на вопрос: “Как вы думаете, есть ли, по-вашему, вредные и не вредные предрассудки?” дезавуирует поверхностное восприятие терминов

Отвечают примерно следующее (логика одна и та же):

    1. “Вера в то, что "если соль присыпана – быть ссоре” – это пример невредного предрассудка.
    2. “Зеркало разбивается – к смерти” – это пример вредного предрассудка.

Что мы видим? Не подвергается сомнению вера в предсказания по приметам. Они лишь рассматриваются с точки зрения причинения большего или меньшего ущерба человеческой жизни. После подобных ответов я обращаю внимание учеников на то, что минутами раньше они дали определение предрассудка как ложного знания. И я спрашиваю напоследок: “Значит, вы готовы верить в неправду, заведомую ложь?” После этого наступает лёгкое замешательство, и я уже предчувствую победу, как вдруг раздаётся в тишине голос: “А откуда Вы знаете, что это ложь?..”

И всё приходится начинать сначала… Правда, уже на другом уровне осмысления: из области конкретно – обыденного дискуссия медленно, со скрипом переползает на уровень абстрактно- философского знания. Возникает необходимость знакомить детей с такими категориями как “истина”, “относительное” и “абсолютное” и т.д..

ПСИХОЛОГ (Вместо эпилога)

Методология педагогики.

Педагогика, если она желает быть адекватной общественному заказу, должна опираться на научное осмысление культуры переживаемой эпохи и ориентироваться в своей практике на архетипический образ системообразующей индивидуальности. Педагог призван своим положением просветителя ясно представлять себе, формированию какого человека он способствует. Но он должен при этом хорошо понимать, с какими конкретными характерами ему случилось иметь дело, – “услышать” их в многообразии связей с окружающим миром. Это позволит ему видеть позитивные и негативные перспективы формирования характера каждого из своих учеников. Вступив в конкретные взаимоотношения с их сущностным миром, педагог сможет помочь им приумножать, а не терять наработанное лучшее.

Каждая эпоха требует переосмысления экзистенциальных проблем – о смысле человеческой жизни, о связи индивидуальной судьбы с судьбою общества, о месте человека в Мироздании.

Как это ни покажется в первый момент странным, указанные аксиологические проблемы не могут быть сняты без решения целого ряда других философских (онтологических и гносеологических) проблем.

Среди них особую важность имеют следующие вопросы: о бытии и небытии, о субъективном и объективном, о случайном и необходимом, и, наконец, о критериях, возможностях и границах познания реальности и действительности.

Кроме того, чтобы научиться действовать в настоящем, осмысленно строить будущее, человеку необходимо понять своё культурно-историческое прошлое, влияющее на человека независимо от того, осознаёт он это или нет. И, чтобы подрастающий человек не ошибся в расстановке своих экзистенциальных акцентов, необходима помощь опытного человека – Учителя.

И, наконец, действие в настоящем с устремлённостью в будущее предполагает выявление в молодом человеке характера его ещё не раскрывшихся возможностей. И кто как не Учитель, то есть получивший мандат доверия от юноши или девушки взрослый, поможет им сделать выбор, удовлетворяющий обе стороны – человека и общество.

На наш взгляд, воспитание конструктивной индивидуальности является оптимальной и предельной задачей сегодняшней школьной педагогики. В дальнейшем в процессе СТАНОВЛЕНИЯ Личности всё зависит от самого человека. Конечно, исследование проблемы ФОРМИРОВАНИЯ и СТАНОВЛЕНИЯ являются прерогативой науки, - генетики, физиологии, социологии и психологии. Сферой их робкого приложения пока служит, прежде всего, школа. Хотя я думаю, в недалёком будущем, основные педагогические усилия будут смещаться ко всё более ранним этапам формирования человека.

Стратегия

Внутренний мир ребёнка есть основа для совершенствования его опыта в отношениях с внешним миром. Однако, внутренний мир ребёнка непрерывно изменяется под развивающим влиянием генофонда и формирующим воздействием природной и социальной среды .

Встреча ребёнка с любым проявлением культуры происходит на разных уровнях его психического мира: прежде всего, на непосредственном чувственно – сенсорном уровне, затем к нему подключается опосредованный эмоционально-образный уровень.

Особенности чувственного восприятия, по преимуществу, являются следствием индивидуальных психофизиологических характеристик ребёнка и его незначительного социального опыта.

Особенности эмоционального восприятия определяются, прежде всего, социальным опытом.

Нередко собственные ощущения или переживания ребёнка, не будучи до конца осознанными, проявляются в переживании предвидимого как уже свершившегося.

Эмоциональный отклик на реалии внешнего и внутреннего мира, как правило, непроизволен. При этом всякому эмоциональному обозначению и оцениванию предшествует операция различения похожего и непохожего, “своего” и “чужого”, то есть ИДЕНТИФИКАЦИЯ.

Более того, без идентификации невозможно никакое адекватное восприятие.

Вернее, без идентификации это восприятие будет искажённым, одномерным.

Между тем, именно через этот элементарный механизм осуществляются более сложные: видоспецифическая, возрастная, половая, этническая, сословно-классовая, политическая и мировоззренческая ИДЕНТИФИКАЦИИ. Таким образом, идентификация способствует не только выражению наших социальных чувств, но и формированию идеальных социальных представлений. Только благодаря механизму идентификации возможно понимание другого “я” и себя как другого.

В то же время, неблагоприятные социальные условия, наложенные на психопатические черты индивидуальности, могут привести к искажению процесса идентификации.

Существует несколько форм идентификации. Попробуем их проклассифицировать.

Идентификация может быть ГРУППОВОЙ – то есть отождествление субъекта с какой -либо реальной или мифической общностью и ПЕРСОНАЛЬНОЙ – то есть отождествление субъекта с какой-либо реальной или мифической персоной.

Отождествление субъекта со значимым “другим” путём прямой ПРОЕКЦИИ его черт на себя – назовём это ПРЯМОЙ идентификацией. Тогда отождествление субъектом другого с собой путём обратной проекции своих черт на него – назовём ОБРАТНОЙ идентификацией.

И персональную, и групповую, и прямую, и обратную идентификации можно разделить на два класса – на АДЕКВАТНУЮ идентификацию, согласно которой происходит отождествление с персоной или группой, которые обладают свойствами защиты субъекта (с СИСТЕМОЙ УВЕРЕННОСТИ) и на ИНВЕРСИВНУЮ (перевернутую) идентификацию – согласно которой происходит отождествление с персоной или группой, которые, напротив, обладают свойствами разрушения субъекта (с СИСТЕМОЙ ТРЕВОЖНОСТИ).

И наконец, и персональная, и групповая, и прямая, и обратная, и адекватная, и инверсивная идентификации могут быть ОБЪЕКТИВНЫЕ и СУБЪЕКТИВНЫЕ.

Объектиные идентификации осуществляются в отношении объективно существующих “других”, в то время как субъективные идентификации осуществляются в отношении “других”, созданных воображением, то есть существующих только в субъективной реальности.

На следующем уровне - уровне переживания, происходит актуализация индивидуальных потребностей. Именно через переживания упорядочиваются различные жизненные смыслы. Предлагаемый курс “Азбука прав человека” одной из своих задач ставит углубление связи сознания ребёнка с окружающим его миром с помощью вовлечения интерактивных навыков, а именно:

    1. умения обозначить проблему;
    2. верно её сформулировать;
    3. найти пути её решения.

 

Путь к пониманию “другого” лежит через понимание себя. Но понимание себя происходит только через понимание “другого”. Это наиболее продуктивный, но и наиболее трудоёмкий путь в педагогике, требующий от учителя, воспитателя искренности и правдивого отношения к жизни. Он предполагает не абстрактную любовь к детям вообще, но стремление к интеллектуально-эмоциональному со-бытию, чувстводуманию. При этом полное взаимопонимание не только невозможно, но и непродуктивно: существование “зазоров” между стремящимися к пониманию индивидуальностями оставляет шанс переродиться этому стремлению в новые смыслы. Конкретная задача курса состоит в актуализации самосознания младших школьников как механизма социальной адаптации.

Ещё одна из форм интерактивного обучения – РОЛЕВАЯ ИГРА . Мне кажется, что в игре мягче разрешается любой конфликт, проблема. У сомневающихся больше возможностей для выбора правильного решения. Можно, в конце концов, попробовать себя в разных ролях, то есть пойти одновременно несколькими путями в поиске верного решения. В диалоге условия более жёсткие, нужно уметь чётко выражать свои мысли, грамотно их аргументировать.

У каждой из этих форм свои преимущества и недостатки. Необходимо варьировать их с учётом особенностей группы.

Учитель не может, не должен, входя в класс, знать, что он учитель, нести себя как учитель. МОРАЛЬНЫЙ СТАТУС учителя он получает через учеников, только ученики могут дать его. Статус учителя должен родиться, подтверждаться ежеурочно и неоднократно внутри урока. Любая человеческая, педагогическая ошибка преподавателя может лишить его морального права быть учителем.

Учитель, входя в класс, должен осознавать себя вне ложно понятого авторитета – лишь как взрослый рядом с ребёнком. “Взрослость” взрослого – достаточное основание для диалога с ребёнком, если ребёнок сам ищет диалога со взрослым. Дело в том, что вплоть до подросткового возраста взрослый единственный, кто даёт ребёнку ощущение принятого, любимого.

В чём отличие взрослого “вообще” от учителя? Взрослый имеет всего лишь жизненный опыт, а учитель “знает” что-то, свой предмет. Но “знать” предмет невозможно. Можно знать лишь некоторое количество грубых ошибок внутри понятийной области, сферы, самому их не делать и научить детей также не делать это. Учитель в отличие от взрослого “воообще” должен “передать” какие-то знания ребёнку, ученику. Но чтобы ученик их выучил, “знал”, они должны быть поданы как готовые, истинные, догматичные. Плюс подкреплённые системой поощрения и наказания, отметкой. Это, во-первых, неверно научно. Никакое человеческое знание не прибывало путём откровений “свыше”. Наука принципиально динамична, не завершена и является процессом, а не догмой. Во-вторых, эта ситуация вступает в противоречие с гуманистическим образом человека, манифестируемым современной школой. Ошибка ученика – это неверная мысль, неверная идея. Вот вопрос: можно ли наказывать за идеи, даже если результат известен? Известен учителю, но неизвестен ученику.

Учитель знает, что в жизни он может ошибаться, и даже ошибается, но на уроке не допускает мысли о своей ошибке, как будто школа неизвестным декретом отделена от жизни.

Почему может ошибаться ученик, почему он ошибается? Потому что мы обращаемся не к нему, живому и конкретному, а к его мифическому двойнику – не к Васе, а к человеку по имени Вася.

То есть, приходя в школу, ребёнок уже умеет говорить. Речь – это осознание мира изнутри детской конкретной персональной национальной, социально-стратифицированной, половозрастной, семейной и т.д. ситуации; это прочитывание мира по образцам семьи, нации и эпохи. Практикование этих образцов в конкретном взаимодействии, в наблюдении и речи откладывает в ребёнке твёрдое ядро его личности, в котором преимущественным влиянием пользуются первые взрослые, которые стали обязательным и в этом смысле доминирующим событием для ребёнка до учителя.

И, конечно, ученик ошибается не потому, что он туп, бездарен и ленится отвечать или задавать вопросы. Напротив, вопросы-ответы – это его стихия, его язык. Но являемся ли мы, учителя, для него тем, с кем ему хочется говорить?

Здесь не может быть рецептов спасения: “знать” в педагогике – это не делать грубых профессиональных ошибок. Педагогика, если она как технология образования основана на научном фундаменте, не является статичной, а вся – движение.

Вот несколько направлений, которые можно учесть в самом начале движения:

bulletОбучение есть средство для воспитания, - это педагогическая банальность;
bulletВоспитание взрослости, передача опыта взрослого – это формирование способности к рефлексии, самостоятельности, сложности, адекватной сложности окружающего мира; это убережение своим опытом от грубых ошибок роста ребёнка, ошибок общения детей между собой – часто нечеловеческого по возрасту и отсутствию специфического опыта неудач, а дети ориентированы только на успешное поведение; это убережение от сталкивания ребёнка, даже если он подросток, в инфантильное асоциальное бытие.

 

И - последнее. Путь учителя непредсказуем и, зачастую, - неблагодарен, потому что никогда не знаешь, когда останешься на этом пути один...