Памяти Эзопа - великого, не
смирившегося раба-человековеда
Лиса и виноград
Эссе посвящено психологическим основам
предрассудков и ненависти к другим народам и
классам. Фрустрация, ложные ассоциации на фоне
установочного эгоизма и невежества, через
проецирование озлобления от неудач в
потреблении на "недающийся" предмет и от
него на более удачливых соискателей этого предмета, прокладывает дорогу
зависти и ненависти.
Позвонил мой приятель и, между прочим, сообщил о
новом открытии в своей душе. Оказывается он не
любит женщин с рыжими волосами.
Почему именно в этом направлении
канализировалось недоброжелательство? (Чего это
они тебе дались? - спрашиваю у него.) Ответ прост,
как детский лепет. Pыжий цвет - цвет золота, а он,
мой приятель, принципиальный враг "золотого
тельца".
Что тут скажешь: впору руки опустить... по швам. Ну
не хочет человек жить в мире с людьми, ну ищет он
онтологических врагов.
Но есть же этому феномену какое-нибудь научное,
например, психологическое объяснение? Предложу
свою гипотезу.
Видимо тяготы жизни, которые он, как и многие из
нас, испытывает постоянно, бередят в его мозгу
центры ярости, которые есть уже у животных, а
конкретную жертву этой неотрефлексированной
ярости подсказывают такие провокаторы как
"ложные ассоциации", почерпнутые моим
приятелем в годы детства во дворе, в семье, а то и
в большой части классической русской литературы,
переполненной ложными метафорами и аллюзиями.
Мне скажут: "Зачем вы его так? Может и правда в
этом что-нибудь есть? Интуиция иногда
подсказывает верные мысли."
Да посудите сами. Pыжий цвет- это цвет меди, а не
золота. Он скорее цвет солнца на закате , красного
карася, охры, с помощью которой наши дикие предки
создавали свои наскальные "шедевры" или
размалевывали свои лица для ритуальных и
маскировочных целей.
А цвет золота- это цвет солнца в ясный день, цвет
чешуи язя в реке, цвет светлорусых головок
одуванчиков и детишек. Наконец, именно золотом
отделывают оклады икон и купола православных
храмов, а из золота высокой пробы изготовляют
кресты иерархов церкви. Но почему тогда столь
мила сердцу моего приятеля столь же падкая на
роскошь православная церковь?
А ведь именно нынешняя Pусская Православная
Церковь частенько не в ладах с праведностью: то
тягается из-за недвижимости с другими
претендентами на "истинное" православие, к
примеру с украинской автокефальной церковью, то
"прихватизирует" собственность приходов, то
наживается за счет льготной торговли
гуманитарной помощью, нефтью, драгоценными
металлами, то финансирует вооруженные
формирования в Чечне и издает литературу, сеющую
межнациональную рознь.
Мой приятель ужасно не любит коммунистов. Но чего
бы это ему не любить их?
Ведь они тоже хотели уничтожить товарно-денежные
отношения и заменить их трудоднями, дарующими
человеку дни жизни за его непосильный труд.
Доведенная до крайности тяготами жизни голытьба
тоже ненавидела золото и отнимала его вместе с
жизнью у помещиков, капиталистов, чиновников,
священнослужителей, у своего брата рабочего и
крестьянина - у всех, кто имел его хоть в минимальном
количестве.
Так ЧТО или КОГО не любит мой приятель: золото или
тех, у кого оно есть в больших количествах?
В великом фильме Спилберга "Список
Шиндлера" на экране часто появлялась огненно
рыжая головка прелестной еврейской девочки,
прижимающей к своей груди куклу. После кадров
очередной нацистской резни объектив кинокамеры,
обозревающий тела замученных еврейских женщин,
детей, стариков, на куче домашнего скарба,
превращенного нацистскими бесами в мусор,
останавливается на тельце рыжеволосой
страдалицы. Чья звероподобная конечность
поднялась лишить жизни человека только за то, что
он "иной"? И не надо обманывать себя
объяснениями, что это "особь" враждебной
расы. Хорваты-католики вырезают
сербов-православных, сербы вырезают хорватское,
мусульманское, албанское население, исламские
фундаменталисты режут всех неверных, шииты -
сунитов и наоборот, фанатики из ортодоксальных
иудеев преисполнены ненависти ко всему
"иному" миру, великий негодяй Петр I вырезал
всех единоплеменников, оказавшихся к югу от засечной полосы своих владений.
Pезня происходит в пределах одной расы, одной
нации, одного народа, если только вопрос стоит о
материальных ценностях. При этом - тот, кто больше
режет, более исступленно старается доказать, что
именно его вера более "духовная", его
сторонники более бескорыстные.
Таким образом, становится ясно - причина резни
другая. Она лежит в головах властолюбивых
тиранов: узурпаторов, демагогов и интриганов,
умеющих играть (свои смертельно опасные
вагнеровские композиции) на низменных эмоциях и
чувствах неискушенных людей.
Кто хочет, чтобы человечество стало, подобно
колонии муравьев или стае обезьян, "единым
тупым коллективным телом" - по меткому
выражению поэта Ивана Ахметьева?
Но, как бы это чудовищно ни звучало, такие
желающие есть даже в среде высшего эшелона
нынешней власти. Ибо не может быть, чтобы без
спроса "гуляли" по Москве и другим городам
Pоссии погромные "коллективные тела"
нациствующих подростков, наводя ужас на каждого,
кто хотя бы немного отличается тоном от серого
цвета. Милиция же калечит и тащит в участок лишь
"хранителей радуги".
Это ей понятнее. Ведь от "радуги" до
демократии рукой подать. А зачем она им? Ведь
демократия - это ответственность большинства
перед любым меньшинством, пусть даже это будет
один гражданин, а как не хочется ни за что
отвечать, и, наоборот, как хочется, чтобы каждый
держал ответ перед тобой, как части одномастного
большинства.
Итак. Большое число людей ненавидит и готово
расправиться с теми, кто является носителем
столь желанных, но недоступных им ценностей.
Насильник делает свое черное дело потому, что
сознает - никогда ему не добиться победы в
отношении жертвы, используя свои положительные
человеческие качества, потому как он не развил их
в себе, и это требует мучительной работы. То же
самое касается и политических насильников -
политиканов. Они ненавидят народ потому, что у
них нет человеческих качеств прийти к власти
честным путем.
То же можно сказать и про моего приятеля. Почему
он ненавидит золото, деньги и все, что
ассоциируется с этим? Потому, что все его попытки
добиться финансового успеха по большому счету, в
его понимании, терпели фиаско. В утешение ему
скажу, что это довольно распространенное
последствие неудачи. Так, в школе многие ученики
не любят те предметы, которые им не даются. Такая проекция неудачи
характеризует, как мне кажется, лиц с
эгоистической установкой на способ
удовлетворения своих потребностей. Таким, к
сожалению, был и мой отец - партийный коммунист и
скрытый пифагореец: он тоже "не любил"
деньги, потому что они ему не давались.