|
К вопросу о механизме обеспечения защиты жизни и здоровья гражданина Pоссийской Федерации, проходящего срочную службу.
В последнее время в Pоссии взаимодействие демократической составляющей общества и государства испытывает серьезные трудности. Наблюдается свертывание демократических преобразований и разворачивание страны в сторону милитаризации. Таким образом, начинают побеждать сторонники государства тоталитарно-деспотического и даже тиранического типа. Эта тенденция, среди прочих проявлений, нашла выражение и в разрушении результатов многолетней деятельности правозащитных и демократических организаций за установление права на альтернативную службу для граждан Pоссии. Государственной Думой не принят закон об альтернативной службе, хотя такое право предусмотрено Конституцией PФ. Обычной практикой стало возбуждение уголовных дел в отношении тех, кто уклоняется от срочной военной службы по моральным и нравственным мотивам, но не имеет при этом достаточной защиты со стороны общественных организаций. Что же, кроме системы репрессий, предлагает государство для привлечения призывников на службу в ВС: благоустроенный быт в казармах, миролюбивую внешнюю и внутреннюю политику, социальную защиту членам семей военнослужащих? Ничего подобного. Более того, в дополнение к известным тяготам армейской службы, солдат должен вынести невыносимые в своей унизительности и опасные для его здоровья и самой жизни тяготы неуставных отношений. Нам не со слов известно, что почти повсеместно офицеры негласно перекладывают свои обязанности по контролю за соблюдением распорядка в казармах на старослужащих: так им удобнее. Это многолетнее преступное попустительство создает благоприятную среду для нарушителей прав человека в казарме. В результате, за последний год на каждые 16 человек, ежедневно погибающих в российской армии, - 9 смертей приходится на погибших вне военных действий, - от убийств и самоубийств. Хотя и гибель военнослужащих на полях войны, в настоящее время, зачастую ничем нельзя оправдать по причине неправедности самих военных действий. В такую армию гражданам Pоссии патриотичнее не отдавать, чем отдавать своих детей. Судя по нарастанию жертв межнациональных конфликтов, гибели бедствующих стариков, бездомных, заключенных СИЗО, предпринимателей и общественных деятелей, ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ в Pоссии в последнее время резко понизилась. Я уверен, мне тут же попытаются возразить, что человеческая жизнь БЕСЦЕННА и не может повышаться и понижаться в цене. Я готов согласиться, с этим, если бы где-нибудь эта максима была реально применима. На практике же, ценность каждой отдельной человеческой жизни различна и определяется многими факторами. В наиболее общем виде эти факторы могут быть сведены: к экономическому богатству общества и государства, уровню их технической оснащенности, уровню совершенства правовой базы в государстве (ответственности государства перед обществом) и социальному статусу данного индивида. Ниже я приведу опыт экспертной оценки ценности жизни в Pоссии. Она основана на учете совокупности признаков и ориентируется на квази-единицу измерения - процент погибших по причине равнодушия или произвола властей. Однако, существует и другая единица измерения ценности жизни, и, как на первый взгляд это ни покажется циничным, ею в реальности служат обыкновенные деньги, приведенные к международному эквиваленту. Напротив, действительно циничным мы считаем практику бесплатного рекрутирования молодых людей, без права на альтернативную службу, без какой-либо гарантии при этом на достойную оплату их фактически подневольного воинского труда. Кроме того, не гарантируется спасение от "дедовщины", всевластия офицеров, а также, - компенсаций, - в случае гибели, исчезновения или получения психических и физических увечий, - семьям военнослужащих или им самим. Исторические и страноведческие наблюдения позволяют понять зависимость ценности жизни и ОТВЕТСТВЕННОСТИ за нее со стороны государства. Так, нам известно, что в тиранической сталинской и ленинской Pоссии ценность человеческой жизни была значительно более низкой, чем ныне в либерально-националистическую эпоху Ельцина или, ранее, в деспотически-коммунистическую эпоху Брежнева и, тем более, либерально-коммунистическую эпоху Горбачева. Известны организованные Лениным голодные моры в период военного коммунизма, и Сталиным - в период коллективизации, когда в результате административных мер, предпринимаемых коммунистическими властями, безымянно "сгорели" от дистрофии миллионы людей Pоссии и Украины. Известно также, что во время Великой Отечественной Войны для взятия "высоты" или форсирования минного поля пролетарские генералы по приказу высшего пролетарского командования, в том числе, и лично маршала Г.Жукова, бросили на верную смерть сотни и тысячи пролетарских воинов, - вместо того, чтобы обойти эти гиблые места. Да что говорить, если по разнарядкам на аресты или даже на расстрелы, спускаемые с вершин власти на органы НКВД, подвергались репрессиям десятки и сотни тысяч рабочих, крестьян и служащих без какой-либо конкретной их вины. Цена человеческой жизни при Сталине, судя по процентам погибших от репрессий ко всему населению и по абсолютным числам в единицу исторического времени, была ниже даже жизни китайцев при тираническом владычестве Мао и выше ,может быть, только ценности жизни жителей Кампучии при "красных кхмерах." Там жертвами национал-коммунистического террора за неполные четыре года стали более трех миллионов человек из семимиллионного населения страны. Надо сказать, что и сейчас, в начале и середине девяностых, ценность человеческой жизни в Pоссии резко понизилась. Это происходит по многим причинам: и из-за подорванности золотого запаса в стране, что, в свою очередь ведет к развалу экономики в стране и повышению роли политических рычагов в системе государственного управления, и из-за отсутствия понимания нынешней исполнительной властью приоритета прав граждан, прежде всего, их права собственности на свою жизнь, свободу и имущество. А можно ли вообще в случае наличия доброй воли Президента, Парламента и исполнительной власти, остановить разгул "неуставника" в армии? Можно, но только, устранив безразличие командиров к судьбе вверенных им военнослужащих. Это, безусловно, достигается введением весомых (не менее трех минимальных зарплат) денежных выплат, - в виде пенсии самому воину, пострадавшему в период службы в ВС, или, в случае его гибели или исчезновения (до выяснения причин), - членам его семьи матери или отцу (вплоть до их смерти), жене или ребенку (вплоть до наступления совершеннолетия последнего ребенка) . Этот возможный объект выплат назначается самим военнослужащим при составлении контракта с Министерством обороны PФ. При этом плата за лечение военнослужащего срочной службы и единовременные выплаты на ритуальные услуги в случае его гибели должны, на наш взгляд, производиться военнослужащему или члену его семьи из бюджета МО, а пенсионные выплаты ему или членам его семьи при потери им трудоспособности, гибели или исчезновения (в том числе при невыясненных обстоятельствах вплоть до их выяснения) должны осуществляться непосредственно из бюджета того Военного округа, в котором проходил службу потерпевший военнослужащий. Мы уверены, что предложенная мера создаст жесткий механизм поиска причин драматического или трагического события в армии в каждом отдельном случае, будет стимулировать командование округа на ведение нелицеприятного следствия по факту получения травм, гибели или исчезновения военнослужащих, во избежании дорогостоящих для бюджета округа рецидивов. Кроме того, введение финансовой ответственности МО PФ создаст стимул к повышению контрольной, а в случае необходимости, - и следственной активности со стороны соответствующих военных ведомств. При осуществлении предложенных мероприятий общественный контроль за судьбой военнослужащих в значительной степени упростится, станет более действенным. Ведь общественным организациям достаточно будет только выявлять факты травмирования, гибели или исчезновения военнослужащих, выявлять нанесенный ущерб, а не увещевать отмахивающихся от них военных чиновников по поводу того, случайно ли произошло то или иное несчастье. Изменится и отношение органов дознания к общественности. Результаты их розысков будут восприниматься не как помеха, а как ценная помощь. Мы надеемся, что предложенная нами схема с пониманием будет воспринята заинтересованными организациями и членами депутатского корпуса, а также послужит процессу реального реформирования армии в направлении повышения ее престижа в нашем обществе и мире, привлекательности службы в ВС Pоссии для военнообязанных, сделает ее цивилизованной в точном смысле этого термина. Цивилизованность - это такое состояние индивида или социума, когда установочно, в виде нравственного императива или закона, соблюдается право собственности граждан на имущество, свободу и саму жизнь. Цивилизация отличается от варварства тем, что признает приоритет права индивидуума над социумом, при условии, если это право не отменяет права других членов этого социума. В заключение мы хотим заметить, что изложенное здесь является попыткой обоснования заявки на проект закона о материальной ответственности МО PФ и подведомственных ему военных формирований за жизнь и здоровье граждан, проходящих срочную военную службу в ВС Pоссии. Эта работа обсуждена и одобрена членами просветительско-правозащитной группы "Обратная связь" и предлагается заинтересованным организациям для изучения, дополнения и сведения в форму проекта закона. Дек.1995 г. - фев.1996 г. Координатор гр. "Обратная связь" Бродский Д. |