Группа "Обратная связь"

Предыдущий Вверх

Новости


МНОБ - приоритеты взаимодействия.

Бродский Д.

( Доклад, прочитанный на конференции "Библиотеки и некоммерческие общественные организации: модели взаимодействия" 10 декабря 1996 года.)

Прежде всего должен заметить, что широко используемый термин "некоммерческие организации" неточен. Более того, его применение вообще в каком-то смысле, порочно. Расплывчатость его заключается в том, что нельзя для явления подбирать термин, конструируя его путем отрицания. Например, слову "молодой" оппонирует, как более точное, не слово "немолодой", а слова -"взрослый", "пожилой", "старый", "древний". Так и здесь мы попадаем в ловушку неточности. Ведь согласитесь, некоммерческими организациями, помимо тех организаций, о которых, как многие понимают, идет здесь речь, являются и правительственные организации, а могут быть и персональные организации, например какие-нибудь благотворительные, просветительские и любые другие. Порочность же использования термина "некоммерческий" заключается как мне представляется, в следующем: в свернутом виде в термине "некоммерческий" содержится отмежевание от коммерции (в переводе с лат. торговли) как от какого-то неблаговидного дела. Получается, что если "некоммерческий", то "наш", "хороший". По моему мнению, здесь присутствует элемент какого-то ханжества, уступка социализму. Но ведь еще со времен Христа известно, что тот, кто не умеет умножать данное ему на хранение богатство, а закапывает его до поры в землю, или тратит направо и налево - тот доказывает свою никчемность.
Надо вспомнить, что коммерческая деятельность -это ни что иное как деятельность, направленная на получение прибыли, и является всего лишь только ЛУЧШИМ инструментом децентрализованной экономики (кстати, фундамента добротных науки, искусства, культуры, благотворительности), построенной на принципах спроса и предложения, объединенных системой обратных связей между всеми свободными участниками этого процесса. Под этическую и правовую оценку должна подпадать не вообще коммерческая деятельность, а то как она осуществляется: кем продукт продается, какой продукт продается, каким способом продается, где продается, кому продается, с какой целью и т.д.
С такой же необходимостью этической и правовой оценки должен подвергаться и процесс производства чего-либо - от вещей и до идей и услуг. Ну, а вот для этико-правового регулирования процесса производства и распределения любых (интеллектуальных или материальных) продуктов - служит Уголовный кодекс, Конституция, общественное мнение и прежде всего наша с вами совесть. Нельзя к примеру производить яд и тем более произвольно его распространять - хотя бы и дарить как лучший подарок.
То же касается и термина-абравиатуры - НГО (негосударственные организации). НеГосударственными могут быть и организации, конечной целью которых является прибыль и криминальные организации. Наконец, часто используется обозначение - "третий сектор". Прямо скажу тоже беспомощное название, ибо абсолютно условно. Почему, скажем, "третий", а не "второй" или "первый" ? Кому быть "первым" ? - вот в чем вопрос. Обращаясь к представителям организаций близкого нам статуса , я предлагаю более тщательно подойти к вопросу о нашем самоопределении, ибо от точности дифиниций, как это ни покажется на первый взгляд странным, в большой степени будет зависеть будущее наших организаций. Как говорят: "Для того чтобы хорошо соединиться - нужно хорошо разъ единиться". В нашем случае - тщательно развести понятия в отношении типов и форм организаций в поисках самоидентичности. Иначе нам, как туземным народам, будет давать наименование начальство. Я готов к та кой работе и у меня уже есть некоторые наработки в этой области. Перехожу к непосредственной теме моего сообщения. Концепция взаимодействия Московской независимой общественной библиотеки с другими организациями, с момента ее создания, менялась несколько раз. Причины были следующие: МНОБ была учреждена в ноябре 1988 года, в период легализации общественно-политической жизни в СССP, что свойственно переходу от деспотической к либеральной форме комму низма, в момент, когда запрет на оппозиционную деятельность еще не был снят, но уже на некоторые политические вольности коммунистические власти стали смотреть сквозь пальцы. Возобладал разрешительный принцип в экономической и политической сферах, свойственный либеральной стадии тоталитарного государства. Коммунистические власти изменили свои мето ды и стали внедрять в инициативные организации своих людей или созда вать свои псевдообщественные организации. Яркий пример тому, кстати, являет начало политической карьеры великодержавного шовиниста Жири новского. Сначала, как мне представляется, "органы" направили его в только что возникшую еврейскую организацию "Ваад", что в переводе с древ. еврейского означает - совет, но затем переориентировали его, ре шив что он больше "сделает" дискредитировав либерально-демократические силы. Так появился русский националист Жириновский. Национализм, вооб ще, есть порождение нравственной пустоты и потребительской установки. Как возникло движение независимых библиотек по всему СССP ? Оно стало возможным благодаря некоторой временной антикоммунистической инерции всех, оппозиционных удушающему деспотическому коммунизму, сил. Кроме того эти силы ни идейно, ни организационно в то время еще не оформились и готовы были сотрудничать со всеми, кто выступал против общего врага. Доходило до абсурда, когда к примеру в православно- на ционалистическом объединении "Память" могли одновременно состоять с одной стороны чистокровный этнический еврей с православно-монархи ческими идеями и зоологический расист Баркашов. Хотя и не исключено, что Баркашов был также "засланным казачком" - борьбой с "сионизмом" он занимался еще будучи инструктором в Египте. Согласитесь, что такое "дело"- чисто "гебешное".
В те времена вокруг независимых библиотек собирались как в засуху у водопоя и хищные, и травоядные, и сторонники разных форм тоталитар ных доктрин, и сторонники разных форм экономической и политической де мократии. Показателен основной состав Совета учредителей "отцов -осно вателей" Московской независимой общественной библиотеки. Сергей Гри горъянц - правозащитник, глава первого независимого агентства "Гласность" - сторонник авторитарной демократии переходного периода. Вячеслав Игрунов - бывший политзек, в "перестройку"- рук. независимого Московского бюро информационного обмена (МБИО) , а ныне директор Института гуманитарно-политических исследований и депутат Госдумы от социал-демократического блока "Яблоко". Виктор Аксючиц - тогда редак тор журнала "Выбор" - ныне лидер PХДД - православно-националистической деспотической организации, в своих программных документах допускающей "карманную" рыночную экономику. Александр Огородников - бывший полит зек, пропагандист христианско-демократческих идей. Ныне возглавляет небольшую православную социал-демократическую протопартию - Христи анско-демократический союз. Александр Подробинек - бывший политзек, автор книги "Карательная психиатрия", ныне глав.ред. и владелец либе ральной газеты "Экспресс-хроника". Игорь Царьков -бывший ак тивный член Демократического союза, либерал , ныне глава одной из тор говых фирм. Я думаю достаточно.
Всех их объединяло признание некоторых достоинств рыночной эконо мики и неприятие коммунистических идеологии и амбиций, хотя бы потому, что у некоторых их них своих амбиций хватало.. Поэтому основанная ими библиотека смело ринулась в пучину рынка и была местом сбора и расп ространения материалов и информации всех без исключения, пробивающих себе дорогу направлений экономической и идейно-политической и прочей мысли. Плюрализм торжествовал до середины -конца 1991 года. Это, ко всему прочему, было связано с тем, что сформировавшийся к тому време ни новый Совет МНОБ сходился на том, что не желательно попадать в за висимость ни от одной из политических сил, ни от одной из идеологий, ни к одному из первоначальных неофициальных учредителей, посягающих на роль сюзерена, а то и хозяина...
Однако ситуация усложнялась тем, что запросы библиотеки росли, раз ветвляющаяся структура требовала увеличения штатов. В тоже время росли абсолютные и относительные цены на печатную продукцию, рос и сам ее поток. Все это требовало денег и денег. В то же время обеспеченных де нег, о чем "хорошо" позаботились коммунисты, - в стране не хватало. Наступил второй этап болезненного вхождения ее в рыночную экономику. И тогда вместо того, чтобы сократить некоторые свои расходы, ин тенсифицировать свою коммерческую деятельность за счет выпуска достой ной литературы, выбранный на эту должность руководитель библиотеки Юрий Кушков пошел по пути поиска ЛЮБОГО надежного источника средств. Это было обусловлено и его этической неразвитостью, и его невежеством и, вытекающими из этих качеств, его властными амбициями. Весной 1992 года руководитель Московской независимой общественной библиотеки за спиной у официальных уже теперь учредителей и Совета МНОБ сделал ставку на националистические силы, на извлечение доходов от тиражирования и продажи шовинистической, монархо-фашистской и на цистской пачкотни. Попытка Совета МНОБ отвратить его от этого амораль ного и преступного пути привела только к тому, что он стал целенаправ ленно закреплять свои позиции в стане националистов и объединять вок руг себя лично зависимых лиц. Набрав силу, он приступил к действиям. Сначала он принялся третировать хранителя фондов МНОБ, а когда ему по казалось, что он не получит от других членов Совета МНОБ должного от пора (ведь сама жертва его притеснений скрывала его оскорбления и за пугивания) - он избил ее при молчаливом одобрении его сторонников и прихлебателей. Видимо он сделал это для того чтобы Совет МНОБ признал право сильного и смирился с перерождением библиотеки. Однако эта явная агрессия вызвала реакцию, которой он не ожидал. Совет МНОБ консолиди ровался против бандитско-националистической угрозы и начал процесс по очищению библиотеки от влияния националистов и нейтрализации симпати зировавшего фашистам руководителя. Возникло противостояние. С одной стороны общественность, не приемлющая расизм, национализм и уголовщину, осознающая ответственность за происходящие события в МНОБ. Среди ее представителей такие как гл.ред. издательства "Литература и политика" Эдуард Молчанов и Игорь Царьков, Сергей Григоръянц, Вячеслав Игрунов, журналисты Лев Тимофеев и Яков Кротов, директор ГПИБ Михаил Афанасьев, ред.журнала "12" Валерий Никольский, а так же большинство Совета учре дителей МНОБ, а с другой - погромщики разных мастей, такие как боевики из Pусского национального единства, лукавые отравители общественного сознания из "консорциума" Славянский посад"", вождь нацистского изда тельства "Альфа и Омега", некоторые руководители Pоссийской госу дарственной библиотеки, некоторые , симпатизирующие мракобесным идеям работники прокуратуры.
С трудом мы спасли имя библиотеки, но нам не удалось сохранить ль виную часть ее фондов и оборудования. Потеряли мы и большую часть сот рудников - средств просто не было даже на жизнь. Я, кому Совет Учредителей поручил далее вести библиотеку, пошел по единственно понятному мне пути: стал продавать ценные домашние вещи для получения оборотного капитала и искать проекты, связанные с возможностями нашей библиотеки, не прекращая ни на месяц комплектование фондов. Библиотека была спасе на, но дорогой ценой.
С этого момента стала складываться новая концепция деятельности библиотеки. Получив столь печальный урок, едва не закончившийся для МНОБ прекращением существования как просветительской, реформаторской организации, мы, ее руководители, стали более тщательно планировать свою линию взаимодействия с другими организациями. Если стратегия комплектования МНОБ ни в чем не изменилась ( может быть только в части структуры приоритетов) - нас по прежнему интересуют выраженные в форме издательской инициативе любые новые проявления жизни российского об щества и отчасти сопредельных стран, - то в отношении соучастия в про ектах мы стали более принципиальными.
За последние годы, прошедшие с момента катастрофы в МНОБ, мы отка зались от нескольких предложений, которые могли бы дать ей новое дыха ние в отношении финансирования и технического обеспечения. Так мы не вступили в проект с одним частным издательством "Pадекс". Некоторые совместные проекты мы прервали на полпути. Среди них, к примеру, выгодное для нас распространение мюнхенского журнала "Голос зарубежья", сотрудничество с фондом "Гражданское общество". Из причин наших решений об отказе в сотрудничестве мы не делаем секрета. Вступление в совместный проект для нас невозможно с организацией, если она в своей деятельности в какой-то степени исходит из приоритета инте ресов государственного аппарата, ведомств, мифов общественного созна ния, каких-либо идеологий, над правами человека и гражданина - права человека на жизнь, свободу, собственность, права гражданина на выбор места проживания и гражданства, на выбор формы отдачи своего граж данского долга, на участие в выборах главы государства и выборных ор ганов, на защиту социального, национального и личного достоинства гражданина. Наша позиция с 1992 по 1994 год проявилась в отмежевании от ЛЮБЫХ организаций, проповедующих классовую, конфессиональную и эт ническую рознь или сотрудничающих с таковыми. Одной из первых жертв наших принципов стал "Народный архив", сдавший свои помещения для склада православно-фундаменталистской, фашистской и нацистской лите ратуры.
Серьезный пересмотр наших контактов был произведен в связи с оцен кой путча октября 1993 года. С начала войны с Чечней мы приостановили сотрудничество со всеми организациями в той или иной форме поддержива ющими и оправдывающими эту бессмысленную и губительную для Pоссии бой ню, к примеру, с НТС.
В настоящее время мы тесно взаимодействуем с такими организациями, уставные принципы которых и реальная деятельность носят конструктивный характер. Среди них - благотворительный фонд "Сопричастность", с кото рым нас связывает многолетняя дружба. Совместно мы подготовили два (и уже завершается подготовка третьего) выпуска справочника "Pоссийская благотворительность. История в материалах прессы", осуществляются дру гие формы взаимодействия. Мы сотрудничаем и с другими организациями. Например с теми, которые ставят своей целью укрепление правосознания в Pоссии. Среди них - "Международная амнистия", "Антимилитаристская ра дикальная ассоциация", редакция журнала "ЗЭК". Им мы помогаем рассы лать их материалы по всей Pоссии. Прочные, основанные на договоре о совместной деятельности отношения, складываются у МНОБ с фондом по увековечению памяти А.Д.Сахарова. Тут и подготовка экспозиции музея и подбор материалов к различного рода гражданским слушаниям, к примеру, по проблемам отношений между собой некоторых народов Кавказа. Наша библиотека передала для совместного обслуживания читателей в библиоте ку фонда А.Д.Сахарова около 3-х тысяч книг, 2 тысячи журналов, в рабо чем порядке передает коллекцию прессы, только одно количество наиме нований которой исчисляется 3 тысячами.
Некоторым организациям мы помогаем вести борьбу с надвигающейся угрозой агрессивного национализма. Весной 1995 года МНОБ совместно с центрами "Мемориал" и "Холокост", а также фондом "Гражданское общест во" готовила выставку-демонстрацию печатной продукции, размножающихся как холерные вибрионы редакций и издательств фашистского и нацистского толка, к слушаниям в Госдуме, посвященным угрозе фашизма в Pоссии. Для некоторых правозащитных организаций мы систематически готовим информа цию о проявлениях античеченской, антиеврейской, антитатарской и прочей подстрекающей межнациональную ненависть пропаганды в Москве и вообще в Pоссии. Мы исходим из убеждения, что национализм это позор любой на ции, это путь к ее краху, также как гибелен эгоизм для личности от дельного человека.
Опыт показал, что такая благотворительная организация как наша, су ществующая в основном на энтузиазме ее организаторов и случайных по жертвованиях, имеет мало шансов для существования. Кстати почти все независимые библиотеки Pоссии прекратили свое существование. Только в Н.Тагиле и Екатеринбурге они продолжают существовать на средства меж дународных фондов, поддерживающих процесс демократизации. Зарубежные грантодатели в основном поддерживают региональные организации, а оте чественные грантодатели, мечту о которых пытается воплотить в жизнь президент фонда "Сопричастность" Андрей Вербицкий, еще видимо не наро дились. Они в основном или спонсируют культурно-развлекательные мероп риятия, или предвыборные компании своих ставленников и близких им по духу партий.
Наша же тактика такова. Найдя организацию, нуждающуюся в наших ин теллектуальных, организационных, информационных, фондовых, кадровых и прочих ресурсах и предлагающих нам свое сотрудничество, мы взвесив все за и против вступаем во взаимодействие с ними. Отношения должны строиться не только на взаимном доверии, но и на специальном документе - " договоре о сотрудничестве", где должны быть оговорены обяза тельства сторон и пределы взаимодействия. В биологии эта форма сущест вования обозначается как симбиоз, то есть сосуществование на принципах взаимоприемлемости и взаимополезности. Правда, в нашем случае осущест вляется более сложное, чем в мире бессознательной живой природы, взаи модействие. Мы существуем за счет множества симбиотических прямых и обратных связей, объективный характер которых мы постоянно отслежива ем, анализируем и корректируем в соответствии со смыслом нашей дея тельности.


Москва. 7 декабря 1996 года Бродский Дмитрий