|
Это рассказ о феномене общественных библиотек и об одной из них, Московской независимой общественной библиотеке, о том, какие изменения претерпевало всё движение негосударственных библиотек, и как изменялась наша библиотека с точки зрения смысла её существования, поставленных целей и средств их достижения с учётом динамики социально-политической обстановки в России.
(Этот текст в первой редакции был озвучен в 2001 году в Доме ученых, на заседании Московского общества книголюбов, на которое я был приглашён учёным секретарём общества Булгаковой Надеждой Ивановной).
Возникновение независимых библиотек было ответом широкой общественности на социальный заказ тогда ещё советского общества, вступившего, по воле прагматических кругов правящей коммунистической элиты, в период политической и экономической либерализации.
Второй раз за время многовековой истории России открылись "шлюзы" гласности. Кстати, впервые термин "гласность" стал достоянием широкой общественности в эпоху реформ Александра II.
Вот и на этот раз, с лёгкой руки генерального секретаря КПСС М. Горбачёва, получили ход все направления общественно-конструктивной и, что греха таить, - общественно-деструктивной жизни, в условиях массового этико-правового невежества, проявившего себя в деструктивной (недифференцированной) социальной толерантности.
В общественном сознании созревал и лавинообразно распространялся интерес ко всему, что было доселе (при режиме коммунистического деспотизма) запрещено в любых сферах жизни, в том числе и в области литературы.
С всё большим ускорением стало расти число неофициальных продолжающихся изданий (газет, бюллетеней, журналов, альманахов) и книг, издаваемых на средства авторов и общественных организаций.
В Москве и в других городах так называемые неформальные группы стали стихийно объединяться вокруг Клубов и Информационных центров, которые, в свою очередь, инициировали создание независимых от государства библиотек.
Библиотеки формировали и политизированные группировки, но успех в этом деле на первых порах им не сопутствовал. Более удачливым было движение независимых библиотек, которое не придерживалось какой-либо одной из политических доктрин.
Начавшись в Москве, движение независимых библиотек распространилось на Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Свердловск (ныне Екатеринбург), Оренбург, Архангельск, Киров (ныне Вятка) и т. д. Были попытки создания подобного рода библиотек и в других республиках СССР.
Инициаторами создания нашей Московской независимой общественной библиотеки были 10 не подцензурных изданий, объединившихся в Клуб независимой печати.
МНОБ даже имеет точную дату рождения - 15 ноября 1988 года решение о создании Независимой общественной библиотеки в Москве приняли: И.Царьков и Э.Молчанов - представители партии Демократический Союз (ДС) и ее печатных изданий, - газеты "Свободное слово" и "Бюллетеня Совета партии» (ДС), редактор "Бюллетеня христианской общественности" А.Огородников, создатели московских журналов "Выбор"- В. Аксючиц и "Гласность" - С. Григорьянц, псковских журналов "12"(В.Никольский) и "Майя" (М.Андреев), газет "Экспресс-хроника" (А. Подрабинек) и "Хронограф" ( В.Игрунов).
Уже в тексте первого Устава МНОБ, опубликованного в неформальном издании "Независимый библиограф" N 3, 1989, среди прочих целей новой библиотеки было, как следует из первого её ещё неформального (не зарегистрированного) устава, недвусмысленно заявлена цель:
"Привлечение интеллектуального потенциала общества к демократическому движению в стране".
Беда заключалась в том, что у большинства инициаторов библиотеки, как, впрочем, и в целом, даже у передовой части общества, не было адекватного понимания того, что означает современная демократия.
По моему сегодняшнему пониманию, демократия - это система общественного устройства, в основу которой положено Конституционное право, а именно, основной закон, предусматривающий безусловные гарантии частной собственности любому из его граждан, если не доказана в суде преступность её присвоения, и разделение властей, создающее предпосылки для ненасильственной, конституционно легитимной, периодической смены исполнительной власти.
Однако, вернёмся к основному предмету нашего рассказа.
Что же представлял собой первоначальный фонд МНОБ?
Это была коллекция, по преимуществу, диссидентской литературы, ранее поступившей к нам по нелегальным каналам из-за рубежа, некоторое число изданий отечественного самиздата, а также современный тому времени "неформалитет". Первоначальный фонд состоял из 300 единиц хранения. 100 из них предал в фонд МНОБ гл. ред. журнала "Гласность" - Сергей Иванович Григорьянц.
Большое участие в создании фондов библиотеки приняли такие лица, как уже упомянутый С.И. Григорьянц, Вячеслав Игрунов, Виктор Аксючиц, Александр Подрабинек, а также многие другие бывшие диссиденты.
Между тем, отсутствие какой-либо правовой базы, разногласие в политических взглядах и недостаточная моральная ответственность "отцов основателей" библиотеки за дело, которое они начали, привело к тому, что они почти сразу же потеряли реальный контроль над библиотекой. И это несмотря на то, что уже на ранних этапах её существования в конце 1989 году возник вопрос о статусе библиотеки.
В частности, руководитель МНОБ того времени Юрий Кушков уже обвинялся одним из сотрудников библиотеки Игорем Галкановым в "прихватизаторских" наклонностях. Но тогда выявившийся правдолюбец поплатился за свои действия по восстановлению коллегиальности руководства своим местом и никто его не защитил. Для устранения этой неопределенности юридического положения МНОБ, что позволяло упомянутое внеправовое решение конфликтов, в конце 1991 года, группа организаторов деятельности библиотеки предложила осуществить процедуру её регистрации в качестве общественного объединения. В "Общих положениях" Устава МНОБ было записано, что библиотека в своей деятельности опирается на Всеобщую Декларацию Прав Человека, и в частности на статью 19 , формулирующую право каждого человека на свободу получения и распространения информации, и на законы РФ.
Библиотека была зарегистрирована 5 марта 1992 года, но уже к началу лета 1992 года учредители обнаружили, что её директор за их спиной заключил крупную сделку на тиражирование нацистской литературы. От протестов Совета МНОБ он отмахивался той самой статьей 19 ВДПЧ.
Вот здесь мы реально столкнулись с ДЕМАГОГИЕЙ нового, набирающего силу, тоталитаризма.
Дело в том, что ВДПЧ, которую, кстати, подписали ещё правители СССР, и которую манифестировали и новые власти России, со всей определённостью оговаривает в её 30 статье запрет на использование её широких правовых полномочий для оправдания деятельности, направленной "к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации".
Что уж говорить о том, что и ст.282 УК РФ (а в то время ст.76 УК РФ), предусматривающая наказание за разжигание расовой и национальной вражды, тоже пока, к счастью для здоровья многонационального российского общества, никем ещё не отменялась. Наше сопротивление тиражированию нацистской литературы вызвало длительную борьбу с директором и его беспринципным окружением в организации.
В ходе этой борьбы, осенью 1992 года, Общее собрание учредителей МНОБ отстранило новоиспеченного черносотенца от должности директора и назначило исполняющим обязанности директора МНОБ меня, автора этого очерка, занимающего в ту пору должность заведующего отделом комплектования. Спустя год, я был легитимным образом утверждён в должности директора.
Это, однако, позволило лишь сохранить доброе имя МНОБ в кругах демократической, правозащитной и профессиональной библиотечной отечественной и зарубежной общественности. Наш законный статус не помог сохранить основной уникальный фонд продолжающихся изданий библиотеки, собираемый с 1988 года и фонд книг русского зарубежья. В дальнейшем он «ушел» на лотки торговцев литературой и в фонд «ленинки» - оставшейся верной экспроприаторской традиции своих бывших хозяев.
Мне и моим коллегам пришлось практически создавать фонд библиотеки заново.
Тогда же мы выработали более определённую стратегию деятельности библиотеки. Она стала однозначно подчиняться цели просвещения российского общества на пути его движения к демократии, предусматривающей, в частности, формирование правосознания граждан. Психологическими предпосылками демократического правосознания, согласно моим разработкам, служат конструктивная толерантность(КТ) и конструктивная резистентность (КР) (то есть, способность к сопротивлению силам тоталитаризма на ранних подступах).
Под конструктивной толерантностью я понимаю такую толерантность, которая увеличивает вероятность устойчивого существования и совершенствования системы. (Д. Бродский. «Некоторые психологические основы социальной толерантности», в кн. «Права ребёнка и толерантность. Использование сообществ в рамках обучающего процесса. Пособие для учителя 8-10 классов», (Методический сборник), Ростов - на - Дону, Молодёжная правозащитная группа - Ростов, 2002 г.) и на сайте группы «Обратная связь»: feedbackgroup.narod.ru)
То же самое можно сказать и о конструктивной резистентности (см. там же) с поправкой на большую чувствительность к агентам, представляющим опасность для общества, и в этом смысле на лучшую мобилизованности к её отражению.
Таким образом, исходя из определения, применительно к социуму, Конструктивная Толерантность предусматривает терпимость к различным формам существования (разнообразию) людей, но в сочетании с готовностью к сопротивлению всем силам, посягающим на права представителей этого разнообразия. Это, прежде всего, относится к носителям известных тоталитарных доктрин - нацистам, фашистам, коммунистам и анархистам.
Конструктивная Резистентность же способна определять опасность ещё на стадии намерения, что позволяет купировать её на стадии, предшествующей угрозе здоровью и жизни жертв «деструктивных резистентов».
Что же представляет, в свете сказанного, Московская независимая общественная библиотека в настоящее время?
МНОБ - это общественная, демократическая, правозащитная, антитоталитарная организация. Сегодня МНОБ - один из проектов правозащитно- просветительской группы «Обратная связь». Своей целью библиотека считает распространение идей человечности, законности и гражданской ответственности.
Мы отстаиваем эту концепцию, несмотря на все сложности, сопровождавшие сравнительно недолгую историю библиотеки.
МНОБ одновременно осуществляет разнообразные функции.
Из них, прежде всего, - функции Архива, Абонемента и Читального зала.
В нашем фонде содержатся книги по философии, теории систем, культурологии, религиоведению, этнографии, психологии, этике, праву, педагогике, социологии, экономике, политологии. Есть также художественная мировая и отечественная литература, обширная коллекция поэтических сборников.
Библиотека располагает редким собранием российских и зарубежных продолжающихся изданий (газет, журналов и пр.) на русском языке (более 16 тысяч наименований) в основном охватывающих период Перестройки, реформ и контрреформ последних лет.
Мы формируем также и архив документов, отражающих многообразную общественную жизнь России и стран СНГ. В числе указанных материалов - несколько десятков тысяч документов организаций, осуществляющих правозащитную деятельность.
Обслуживание в библиотеке бесплатное. Литература выдается на руки под беспроцентный залог.
Читатели МНОБ - в основном, правозащитники, социологи, библиографы, журналисты, а также студенты, и даже школьники.
Кроме того, МНОБ выполняет функцию коллектора.
В этом качестве она осуществляет операции обмена с подобными организациями и операции с иными отечественными и зарубежными организациями.
В работе коллектора есть также и культурозащитная благотворительная составляющая.
Благотворительность состоит в сборе и пересылке художественной литературы в интернаты, пенитенциарные учреждения (Проект «Пища для ума»), а также в почтовой рассылке просветительских материалов (журналов, газет, листовок и брошюр) по адресам российской общественности (проект «Друг»).
С 2005 г. мы осуществляем ещё один благотворительный проект - «Читая старые газеты». За последние два года (к началу 2007 г.) мы уже безвозмездно распространили (в том числе и в содружестве с Библиотекой Фонда «Русское зарубежье», библиотекой Общественного центра имени А.Д. Сахарова), несколько тысяч экземпляров продолжающихся изданий неподцензурной печати начала третьего периода российской «гласности» (эпоха М.Горбачёва и Б.Ельцина).
С начала 2007 г. мы перешли ко второму этапу программы и передаем на безвозмездной основе не только отдельные экземпляры «самиздата», но и несколько целых (разной степени полноты) коллекций продолжающихся изданий в библиотеки Москвы. Первым таким реципиентом стала в Москве Библиотека-читальня им И.С. Тургенева.
Функцию просветительского центра МНОБ осуществляет в форме организации тематических экспозиций, лекций, презентаций книг и даже концертов авторской и народной песни, а в последнее время и в форме докладов на учебных семинарах и конференциях.
С 1996 года, Библиографический отдел МНОБ преобразовался в Информационное агентство, сотрудники и волонтеры которого:
1) - ведут библиографическое описание продолжающихся изданий коллекции в электронной форме;
2) - безвозмездно предоставляют информацию о демократических, правозащитных и других благотворительных организациях (в том числе продолжающихся изданий) и персонах;
3) - дают консультации по многим темам, касающимся прессы и общественной жизни;
4) - осуществляют подборку материалов по темам (на договорной основе);
5) - ведут сложные мониторинги по темам, касающимся проблем правозащиты, мирозащиты и др. направлениям благотворительности;
6) - осуществляют переписку с заинтересованными лицами и организациями России и зарубежья.
Кроме этого, с 1997 года мы участвуем в исследовательских и учебных программах.
Так в 1998 году наша библиотека была приглашена Центром развития филантропии "Сопричастность" (Президент Андрей Вербицкий) для выполнения исследования по теме "Значение СМИ в формировании позитивного отношения к благотворительности в российском обществе". Это был заказ института "Открытое общество». (Текст исследования, выполненного мною с помощью моих коллег, читатель может найти на нашем сайте feedbackgroup.narod.ru в подразделе «Социология благотворительности»). С докладом о содержании исследования выступила заведующая информационно - библиографическим отделом МНОБ Елена Батенкова в Санкт-Петербургском отделении института «Открытое общество» на тематическом семинаре организаций-участников проекта.
Спустя год после завершения исследования мною был сделан доклад для российских журналистов, работающих по освещению социальной тематики, на учебно-практической конференции "Социальная журналистика: проблемы и перспективы развития". Моё сообщение называлось: " Пробелы освещения периодическими печатными изданиями социальной тематики на примере благотворительности". Особый интерес это выступление вызвало у участвующих в работе социологов.
В 1999 г. я сделал доклад для преподавателей, школьных психологов и работников музеев Ярославля и Ярославской области по теме "Психологические основы толерантности", построенный на материалах классической психологии и своих личных исследованиях. Заведующая информационно-библиографическим отделом МНОБ Елена Батенкова (по профессии - учитель истории в начальной школе) там же провела показательный урок на тему «Я вижу что-то странное», с использованием наглядных пособий, разработанных датскими детскими психологами.
Так же мною была прочитана лекция на педагогической конференции, организованной в Российской государственной юношеской библиотеке в декабре 2002 года на общероссийском семинаре для школьных библиотекарей.
Ко всему прочему, наша библиотека, по мере возможностей, реализует свой потенциал и в организации жизни библиотечного сообщества. Так, желая сблизить библиотеки общественных организаций Москвы и др. городов России, мы (сотрудники МНОБ), стали основателями Секции библиотек общественных организаций при Московской библиотечной ассоциации и организовывали ее работу до момента самороспуска ассоциации .
Несколько лет мы искали контакты с общественными организациями, выявляли те из них, которые были намерены создавать свои библиотеки, и способствовали их сближению между собой, а также поддерживали инициативы создания новых библиотек и объединения ими своих информационных ресурсов.
Мы провели ряд круглых столов для таких библиотек, консультировали их по различным проблемам, помогали им обмениваться информацией.
Сообщество библиотек общественных организаций существовало в Москве до 2000 года. В его объединение внесла свою лепту и Секция библиотек общественных организаций МБА, поддерживаемая нами.
К сожалению, сейчас эта форма общественной жизни практически «сошла на нет», хотя мы и пытались, уже в частном порядке, продолжать намеченную в бытность МБА работу.
Ещё одним направлением деятельности нашей библиотеки была инициатива по концептуальному и библиографическому построению новых библиотек. Такой первой (и пока последней), выстроенной нами библиотекой, стала библиотека Центра развития филантропии "Сопричастность". Работа длилась с декабря 1999 по март 2000 года. К сожалению, и эти усилия оказались тщетны, так как в организации не сформировался устойчивый интерес к библиотечному делу.
Из моего опыта я сделал вывод, что для существования общественных библиотек нужны благоприятные условия. И среди них:
А) благоприятный правовой климат;
Б) расширяющийся интерес общественности к опыту и проблематике разнообразной благотворительной деятельности,
В) понимание руководителями общественных организаций значения накопленных у них книжных и тому подобных богатств,
Г) материальные возможности организации для целенаправленного комплектования фондов и оплаты деятельности библиотекаря и, наконец,
Д) наличие энтузиаста просвещения, готового за небольшую зарплату к кропотливому инициативному труду.
Пока же, по моим наблюдениям, всех этих условий становится всё меньше. Библиотеки общественных организаций в Москве имеют тенденцию скорее закрываться, чем укрепляться. Так закрылась библиотека Молодежного центра по правам человека и правовой культуре.
Я связываю сокращение поля деятельности общественных организаций, прежде всего, с введением в действие, по-существу, антиконституционного закона об общественных организациях, которым были созданы невыносимые условия как для отечественных, так и для зарубежных просветительских фондов. Я уже не говорю о том, что все прошедшие с момента принятия Конституции Российской Федерации годы правовое, а отсюда и экономическое поле для существования общественных организации перманентно сокращалось.
Идёт сознательный процесс огосударствления общественных организаций, что логически укладывается в тенденцию установления в России новой, откровенно националистической деспотии.
Какой я делаю частный вывод?
Прослеживая путь становления нашей библиотеки, я обнаружил два противоречащих друг другу процесса.
С одной стороны, происходит расширение ресурсной базы нашей организации. Это касается и богатства фондов, и широты направлений деятельности, и роста наших методологических и методических возможностей.
С другой стороны, я не могу не заметить маргинализацию нашей библиотеки в глазах МАССОВОГО общественного сознания и ГОСУДАРСТВЕННЫХ структур.
Мы видим себя вытесняемыми из общественной жизни - наряду с правозащитными, мирозащитными и экозащитными организациями, то есть такими организациями, которые во имя фундаментальных ценностей человека - правовой и экологической безопасности, готовы к нелицеприятному диалогу с недобросовестной частью общества и с властями, в случае невыполнения ими своих обязанностей.
При этом власть, вместо того, чтобы прислушиваться к чутко улавливающей болевые точки гражданско-активной общественности, толкает этого рода организации и людей к усилению в них оппозиционной политической составляющей. Но ведь исторический процесс идёт не в согласии с директивами того или иного чиновника, а по своим законам, которые невозможно отменить ни декретом, ни полицейщиной.
Какой я делаю общий вывод?
Этико-правовое сознание большинства наших граждан находится в зачаточном состоянии (на подростковом и юношеском уровнях) не только в широких кругах, но даже в той части общественной среды, которая декларирует ценности демократии и прав человека, во внедрение которых вкладывают средства предприниматели и правительства цивилизованного мира.
Вкрапления интеллигенции (в чеховском понимании этого слова) в России ничтожны и всё более нещадно вытаптываются копытами власти из народной массы, выделившей из себя эту власть.
Судьбы «Фонда Сороса» и «ЮКОСА» («Открытая Россия») дают наглядное представление об отношении нашего общества и его правителей к предпринимателям в целом и к благотворительности в России, в частности. На эту тенденцию я указывал ещё в 1999 году в уже упомянутом исследовании (Бродский Д. Значение СМИ в формировании позитивного отношения к благотворительности в российском обществе. М., 1999 г. (по заказу института " Открытое общество"), 43 с., (на правах рукописи).
По-моему, общественные библиотеки, как и любые независимые благотворительные инициативы, ожидают ещё более трудные времена. Это связанно с почти полным равнодушием общества к гражданскому просвещению и всё нарастающим удушающим давлением государственной власти.
Москва. Апрель-май 2007 г. Бродский Дмитрий - директор МНОБ