|
МНОБ - маленький осколок больших надежд Рассказ о феномене общественных библиотек и об одной из них, Московской независимой общественной библиотеке , о том, какие изменения претерпевало всё движение негосударственных библиотек и как изменялась наша библиотека с точки зрения смысла её существования, поставленных целей и средств их достижения с учётом динамики социально-политической обстановки в России.(Впервые этот текст был предан гласности на заседании Московского общества книголюбов в Доме ученых в Москве на которое я был приглашён его учёным секретарём Булгаковой Надеждой Ивановной). Возникновение независимых библиотек было ответом широкой общественности на социальный заказ тогда ещё советского общества, вступившего по воле либеральных кругов правящей коммунистической элиты в период политического либерализма.Второй раз за время многовековой истории России открылись "шлюзы" гласности. Кстати, впервые термин "гласность" стал достоянием широкой общественности в эпоху реформ Александра II. Вот и на этот раз, с лёгкой руки генерального секретаря КПСС М.Горбачёва, получили ход все направления общественно-конструктивной и , что греха таить, - общественно-деструктивной жизни в условиях массового этико-правового невежества, проявившего себя в недифференцированной социальной толерантности. В общественном сознании появился лавинообразно расширяющийся интерес ко всему, что было до селе запрещено при режиме коммунистического деспотизма, в том числе и в области литературы. Со всё большим ускорением стало расти число неофициальных продолжающихся изданий и книг,издаваемых за средства авторов. В Москве и в других городах так называемые неформальные группы стали стихийно объединяться вокруг Клубов и Информационных центров, которые в свою очередь, создавали независимые от государства библиотеки. Библиотеки пытались создать и политизированные группировки, но успех в этом деле на первых порах им не сопутствовал. Более удачливым было движение независимых библиотек, которое не придерживалось какой-либо одной из политических доктрин. Начавшись в Москве движение независимых библиотек распространилось на Ленинград( ныне Санкт-Петербург), Екатеринбург, Оренбург, Архангельск, Киров (ныне Вятку) и т. д. Инициаторами создания нашей Московской независимой общественной библиотек и было 10 не подцензурных изданий, объединившихся в Клуб независимой печати. Одной из главных целей новой библиотеки было, как следует из первого её не зарегистрированного устава : "Привлечение интеллектуального потенциала общества к демократическому движению в стране". Беда заключалась в том, что у большинства инициаторов библиотеки, как, впрочем , и вообще даже у передовой части общества,не было адекватного понимания того, что означает современная демократия. По моему, - это общество, в основу которого положено Конституционное право- основной закон, предусматривающий безусловные гарантии неотъемлемости частной собственности любому из его граждан и разделение властей. Итак, что же представлял первоначальный фонд МНОБ. Это была по преимуществу диссидентская литература, поступающая к нам по нелегальным каналам из-за рубежа и некоторое число изданий отечественного самиздата и современного тому времени "неформалитета". Первоначальный фонд состоял из 300 единиц хранения. 100 из них предал в фонд МНОБ гл. ред. журнала "Гласность" - Сергей Иванович Григорьянц. Большое участие у создании фондов библиотеки приняли такие лица, как Вячеслав Игрунов, Виктор Аксючиц, Александр Подпробинек, а также многие другие бывшие диссиденты. Между тем,отсутствие какой-либо правовой базы, разногласие во взглядах и недостаточная моральная ответственность "отцов основателей" библиотеки за дело, которому они дали жизнь,привело к тому, что они почти сразу же потеряли реальный контроль над библиотекой. Хотя уже не ранних этапах её существования в конце 1989 году возник вопрос о статусе библиотеки. В частности, руководитель МНОБ того времени Юрий Кушков уже обвинялся одним из сотрудников библиотеки Игорем Галкановым в "прихватизаторских" наклонностях. Но тогда выявившийся правдолюбец поплатился за свои действия по восстановлению коллегиальности руководства своим местом и никто его не защитил. Для устранения этой неопределенности юридического положения МНОБ, в конце 1991 года, группа организаторов деятельности библиотеки предложила осуществить процедуру её регистрации в качестве общественного объединения. В "Общих положениях" Устава МНОБ было записано, что библиотека в своей деятельности опирается на ВДПЧ, и в частности на статью 19 , формулирующую право каждого человека на свободу получения и распространения информации, и на законы РФ. Библиотека была зарегистрирована 5 марта 1992 года, но уже к началу лета 1992 года учредители обнаружили, что директор библиотеки Ю.Кушков за их спиной заключил крупную сделку на тиражирование нацистской литературы. От протестов Совета МНОБ он отмахивался той самой статьей 19 ВДПЧ. Вот здесь мы реально столкнулись с ДЕМАГОГИЕЙ нового тоталитаризма, набирающего силу. Дело в том, что ВДПЧ, которую, кстати, подписали ещё правители СССР, и которую не отбрасывали и новые власти России, со всей определённостью оговаривает в её ст. 30 запрет на использование её положений для оправдания деятельности, направленной "к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации". Что уж говорить о том, что и ст.282 УК РФ, предусматривающая наказание за разжигание расовой и национальной вражды, так же пока, к счастью для здоровья многонационального российского общества, ни кем ещё не отменялась. Наше сопротивление гнусности вызвало длительную борьбу с метастазами расистского тоталитаризма в нашей организации. Кстати, в ходе её, осенью 1992 года,Общее собрание учредителей МНОБ отстранило Кушкова от должности директора и назначило и.о. директора меня, вашего покорного слугу, занимающего в ту пору должность заведующего отделом комплектования. Спустя год. я был легитимным образом утверждён в должности директора. Это, однако, позволило лишь сохранить доброе имя МНОБ в кругах в либеральной, демократической, правозащитной и профессиональной библиотечной отечественной и международной общественности, но не сохранило основной уникальный фонд продолжающихся изданий, собираемый с 1988 года и фонд книг русского зарубежья. Мне и моим коллегам пришлось практически создавать фонд библиотеки заново. Тогда мы выработали более определённую стратегию деятельности библиотеки. Она стала подчиняться цели просвещения общества на пути его демократизации, в частности предусматривающей укрепление его вменяемости, касающейся его конструктивной толерантности и правосознательности. Здесь уместно сказать, что под конструктивной толерантностью(КТ) я понимаю толерантность, которая увеличивает вероятность устойчивого существования и совершенствования системы ( Бродский Д. "Психологические основы толерантоности").Таким образом, исходя их определения, применительно к социуму, КТ предусматривает терпимость к различным формам существования (разнообразию) людей, но в сочетании с жестким сопротивлением всем силам, посягающим на права представителей этого разнообразия. Это прежде всего относится к носителям известных тоталитарных доктрин- нацистам, коммунистам и анархистам. Что же представляет Московская независимая библиотека в настоящее время? МНОБ - это общественная, демократическая, правозащитная, антифашистская организация. Она одновременно осуществляет разнообразные функции. Из них прежде всего функции Архива, абонемента и читального зала. Кроме того, МНОБ выполняет функцию коллектора. В этом качестве она осуществляет операции от обмена и торговли с подобными организациями до соответствующих операций с отечественными и зарубежными организациями. В работе коллектора есть и благотворительная составляющая. Она состоит в сборе и пересылке художественной литературы в интернаты, пенитенциарные учреждения, а также почтовой рассылке просветительских материалов( журналов, газет, листовок и брошюр) общественности России. Функцию просветительского центраМНОБ осуществляет в форме организации тематических экспозиций, лекций, презентаций книг и даже концертов авторской и народной песни, а в последнее время и научных докладов на учебных семинарах и конференциях. Библиографический отдел МНОБ преобразовался,в последнее время по существу,в Информационное агентство, которое не только 1) ведет библиографическое описание продолжающихся изданий коллекции в электронной форме, но и 2)безвозмездно предоставляет информацию о демократических, правозащитных и других благотворительных организациях( в том числе продолжающихся изданий) и персонах; 3) дает консультации по многим темам, касающимся прессы и общественной жизни; 4) осуществляет подборку материалов по темам (на договорной основе; 5) ведёт сложные мониторинги по темам, касающимся проблем правозащиты, мирозащиты и др. направлениям благотворительности. Кроме того, в последние 2-3 года мы привлекаемся и к исследовательским и учебным программам. Так в прошлом, 1999 г. я сделал доклад для преподавателей, школьных психологов и работников музеев Ярославля и Ярославской области по теме "Психологические основы толерантности", построенный на материалах классической психологии и своих личных исследованиях. В 1998году наша библиотека была приглашена Центром развития филантропии "Сопричастность" для выполнения исследования по теме "Значение СМИ в формировании позитивного отношения к благотворительности в российском обществе". Это был заказ института "Открытое общество". Спустя год после его завершения мною был сделан доклад для российских журналистов, работающих по освещению социальной тематики на учебно-практической конференции "Социальная журналистика: проблемы и перспективы развития". Моё сообщение называлось : " Пробелы освещения периодическими печатными изданиями социальной тематики на примере благотворительности". Особый интерес мое выступление вызвалоу участвующих в работе социологов. Ко всему прочему, наша библиотека реализует свой потенциал и в организации жизни библиотечного сообщества. Так желая сблизить библиотеки общественных организаций М. и др. городов России, мы стали основателями Секции библиотек общественных организаций при Московской библиотечной ассоциации. Секция ищет контакты с общественными организациями, выявляет те из них, которые намерены создавать свои библиотеки и способствует их сближению между собой, поддерживают инициативы создания новых библиотек и объединения их информационных ресурсов.Мы провели ряд круглых столов для таких библиотек, консультировали их по различным проблемам, помогали им обмениваться информацией. Сейчас можно уже смело сказать о создании в Москве сообщества библиотек общественных организаций, в объединении которых внесла свою лепту и Секция библиотек общественных организаций МБА. Новым для нашей библиотеки направлением стала работа по концептуальному и библиографическому построению новых библиотек. Такой первой , выстроенной нами библиотекой, стала библиотека Центра развития филантропии "Сопричастность". Работа длилась с декабря 1999 по март 2000 года. Какой мы делаем частный вывод? Прослеживая путь становления нашей библиотеки я обнаружил 2 противоречащих друг другу процесса. С одной стороны я констатирую расширение ресурсной базы нашей организации. Это касается и богатства фондов, и широты направлений деятельности и роста наших методологических и методических возможностей. С другой стороны, я не могу не заметить маргинализацию нашей библиотеки с точки зрения оценки МАССОВОГО общественного сознания и ГОСУДАРСТВЕННЫХ структур. Мы видим себя вытесняемыми из общественной жизни подобно тому, как вытесняются правозащитные, мирозащитные и экозащитные организации - такие организации. которые способны к нелицеприятному диалогу с властями и недобросовестной частью общества во имя фундаментальных ценностей человека - правовой и природной безопасности. Какой мы делаем общий вывод ? Этико-правовое сознание большинства наших граждан находится на ювенальном(подростковом или юношеском) уровне не только в широких кругах, но даже в той среде, которая декларирует ценности демократии и прав человека и,в формировании которых вкладывают средства предприниматели и правительства цивилизованного мира. Слой интеллигенции в России крайне тонок и всё более нещадно попирается копытами власти на теле выделившего из себя эту власть народа.
|