|
Батенкова Е.В., преподаватель (школа N 199 г.Москвы) Концептуальные и практические аспекты работы с младшими школьниками по воспитанию межнациональной терпимости.ВСТУПЛЕНИЕУважаемые коллеги ! Я занимаюсь воспитывающим образованием детей младшего школьного возраста. Вероятно, у вас возникнут большие сомнения относительно возможности того, что я пытаюсь достичь на своих занятиях. Ведь я работаю с детьми обычной 199 московской школы. По своей авторской программе я уже почти пять лет веду два гимназических класса. Выступая в конце слушаний и узнав точки зрения своих коллег, вольно или невольно приходится вносить некоторые коррективы в текст своего выступления. ПPОБЛЕМА ТОЛЕPАНТНОСТИЯ хотела бы начать вот с чего. Сегодня утром, мы имели возможность прослушать доклад Натальи Ивановны Басовской, посвященный проблеме толерантности. Если вы помните, ее выступление побудило нас поставить вопрос о границах толерантности. Я думаю, что этот вопрос чрезвычайно важен и достоин того, чтобы его обсудить на дискуссии, если у нас будет такая возможность. Я участвую в работе просветительско-правозащитной группе "Обратная связь", инициатором которой является Дмитрий Бродский. Одной из ведущих целей создания такой группы, в частности, является пропаганда применения теории систем к обоснованию социальной практики с точки зрения прослеживания обратных связей. Среди возможных подходов к реализации этой цели одним из важнейших мы считаем разработку теоретических проблем в области психологии мировоззрения в самом широком смысле. В рамках этих разработок группы и сформулирован, как нам кажется, адекватный подход к проблеме толерантности как обратной стороне резистентности. К сожалению, для большинства известных нам политиков и правозащитников толерантность - это просто высокий порог терпимости к другому, к его образу жизни, его взглядам и деятельности. Этот термин пришел в социальную психологию из медицины. Но там он означает полную или частичную потерю организмом иммунной реактивности (проще - иммунитета) к поражающим его антигенам и, в частности, - вирусам. Таким образом, если общество, следуя этому определению без каких-либо поправок, провозглашает толерантность нормой жизни, то мы будем иметь общество самоубийц, которые не желают сопротивляться "вирусам" человеконенавистничества, национализма, религиозного фундаментализма, коммунистической и анархистской пропаганде. Мы же считаем, что ценность толерантности, то есть терпимости к другому, не похожему, можно констатировать только тогда, когда она предполагает некоторую избирательность, - то есть, имеет отношение к лицам или социумам, не посягающим на общественную гармонию, на конституционные нормы, не претендующим на тотальную политическую власть, не преследующим другие человеконенавистнические цели. Таким образом, требование толерантности накладывает на каждого члена общества ограничения, а порой очень жесткие ограничения, и, конечно, - ответственность за несоблюдение этих ограничений. Не поставив моральный, а порой и юридический заслон врагам общества, мы, тем самым, опошляем термин "толерантность", легкомысленно отдаем себя на произвол наиболее наглых и изощренных сил, имеющих конечной целью уничтожение общества, вообще цивилизованной государственности. Занимаясь образованием и воспитанием, общество должно преследовать какие-то социально-конструктивные цели. Одной из таких целей, на наш взгляд, является сохранение социального мира путем неукоснительного соблюдения прав человека и гражданина, а также, по возможности, демократических процедур. Именно решению этих задач призвано способствовать воспитание толерантности. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ PАЗPАБОТКА ПPОБЛЕМЫ ПPЕДPАССУДКОВВ рамках поставленной проблемы я выделю одну тему, которая является лейтмотивом всей моей работы с детьми, будущими моими согражданами. Это - тема ПPЕДPАССУДКОВ. Именно они служат подоплекой ксенофобии и, в конечном счете, становятся пружиной безграничного насилия. Мне кажется что, учитель чаще, чем кто-либо, сталкивается с предрассудками, - и не только своих учеников, но и своих коллег. Наконец, для хорошего учителя предрассудки - это тот враг, с которым он ведет непрерывную борьбу в собственном сознании. Что касается темы Холокоста, то она мне кажется ключевой для любого учителя, преподающего предметы гуманитарного цикла в школе любой ступени - от младшей до старшей. Она, по моему, лучше всего может быть использована для воспитания национального достоинства и межнациональной терпимости в среде учеников. Предмет мой в школьной программе обозначен как "Мировидение". Фокусирующую часть этого курса составляет " Азбука прав человека". Мой предмет, хоть он и включен в обязательную программу гимназических классов, не предполагает привычных уроков, а построен в виде диалогов, дискуссий, ролевых игр, сценок, - в основе которых лежат сюжеты Декларации прав человека. Значительное место в моем курсе занимают вопросы, связанные с дискриминацией, ее мотивами и повседневной практикой. Я бы сказала, что все мое общение с детьми пронизывает эта тема, и я ни раз имела счастье наблюдать рост их самосознания через отказ от дискриминационных предрассудков и соответствующего поведения. Мои ученики узнали о Холокосте в 5 классе. То есть, спустя 4 года после того, как мы с ними стали общаться, работать вместе. До этого момента ими был приобретен довольно большой опыт рассуждения, рефлексии, самосознания. Чтобы вам было более понятно, что я имею ввиду, приведу один пример совместной работы с детьми. Две ситуации, которые я опишу ниже, разнесены по шкале времени одна от другой на четыре года. Рассмотрев их, я надеюсь, мы с вами обнаружим некую динамику формирования самосознания моих юных мыслителей. На одном из первых уроков, в первом классе, посвященном вопросам национальной идентификации, я попросила детишек подумать и вспомнить о том, есть ли у них в семье родственники иной национальности, кроме русской. Ответом было гробовое, напряженнейшее молчание. Я должна была принять какое-то решение, и тогда я сказала им, как давнишним своим знакомым: "Знаете, а у меня моя любимая бабушка была еврейка". Плотина страха была прорвана. Лес рук: "У меня бабушка - башкирка, у меня - грузинка, у меня - украинка," - то есть, как будто бы, они почувствовали, что я сняла замок с их уст. В итоге, семилетний мальчик спросил: "Но кто же мы ? Ведь все мы говорим на русском языке." Я ответила ему тогда, пять лет назад: " Ответ на этот вопрос каждый из вас даст себе самостоятельно, вы выберете ту национальность, которая покажется вам ближе". В этом же классе спустя четыре года. Тема: "Разоблачение предрассудков". Сценарий таков. Я предлагаю добровольцу встать перед всем классом, а остальным детям рассказывать анекдоты, персонажи которых, волей автора, имеют национальную принадлежность. По мере того как дети рассказывают анекдоты, я обматываю его веревкой, до того момента, когда он уже не может пошевелить ни рукой, ни ногой, ни сказать ничего. На следующем этапе работы - дети должны были обозначить тот предрассудок, который заложен в рассказанном ими анекдоте и называть усматриваемые ими причины этого предрассудка. Далее, по мере того, как дети вскрывали причину предрассудков, я постепенно распутывала добровольца, и так до тех пор, пока паутина предрассудков не спала с него совсем. Кроме эмоционального переживания, которое, на моих глазах, испытывали и "жертва" предрассудков и его "мучители" в этой игре, я обнаружила и то, что многие из моих учеников, возможно, впервые задумались о собственном поведении. Ведь я им разрешила в начале быть "плохими", а затем подвергнуть себя, свое речевое поведение беспристрастному, справедливому суду. После игры мы вместе с учениками провели классификацию рассказанных ими анекдотов. Большую часть из этих анекдотов, составляли сюжеты о чукчах и об евреях. Причины предрассудков, которые детям удалось выявить, были следующие. Причиной возникновения анекдотов про чукчей они назвали - невежество и бестактность. Невежество людей, которые мало что понимают в жизни народов Севера. Бестактность - как следствие равнодушия к переживаниям другого. Что касается причины возникновения анекдотов об евреях, - было выдвинуто две версии. Первая. То, что евреи, очень умело и успешно, занимаются бизнесом и представляют, таким образом, серьезную конкуренцию бизнесменам других национальностей. Вторая (более общая). Среди евреев много талантливых и умных людей и это вызывает зависть. Зависть, невежество, бестактность и неуверенность в своих силах - вот причины выдумывания и распространения анекдотов, оскорбляющих национальное достоинство, которые вычленили мои ученики в пятом классе. На следующем уроке я сочла для себя возможным впервые рассказать моим юным друзьям о Холокосте. Дальнейшие размышления с ними на эту тему привели к постановке проблемы правомерности коллективной ответственности и другим проблемам, сходным по сложности. Я не буду сейчас рассказывать о существе работы по этим сложным темам. Просто я хотела подчеркнуть, что о Холокосте можно и нужно говорить с детьми начальной школы, но конечно, только после определенной их к этому подготовки. Они должны быть подведены к восприятию и осознанию этой трагедии ХХ века, чтобы воспринять ее, пропустить ее через свою совесть, сделать достоянием своей личности, переплавить ее в весомую часть своей судьбы. Если говорить коротко, я на своих занятиях с детьми занимаюсь не чем иным как разрушением мифов и может быть, даже не столько мифов, сколько тех подсознательных структур, которые приводят к формированию мифологического сознания, искажающего ход адекватной социализации индивидуума, становления его личностного смысла. Как педагог, в конечном счете, я помогаю ребенку построить адекватные отношения вообще с миром, с людьми, с государством. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВPЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ НАPОДНОГО ОБPАЗОВАНИЯВ моей педагогической практике мне приходилось работать в разных звеньях народного образования: и в высшей школе, и в средней, и в младшей. Так вот, мои наблюдения показали, что по прежнему в российской системе образования в отношениях между преподавателями, преподавателями и слушателями, и между самими учащимися, - главенствует страх. Наши ученики бояться всего: оценок, родителей, одноклассников, учителей, директора, они бояться не успеть, не смочь, быть не как все. Потом они начинают бояться другого, не похожего на них, потому что он лишает их уверенности, разрушает привычную удобную систему координат. На проблему уверенности, как основополагающую для понимания многих феноменов психической и социальной жизни мое внимание обратил Бродский Дмитрий, который подробно ее разработал в диапазоне от зоопсихологического до этического уровней. В контексте указанной проблематики школьное самоуправление, на мой взгляд, также не может служить удачной моделью для формирования свободной незакомплексованной личности. В его нынешней основе лежит тезис " коллектив всегда прав" или, в другой интерпретации: если член коллектива не такой как все прочие, следовательно он - чужой. Как известно, школа является самым точным зеркалом общественной жизни. Так вот, последние пять-семь лет наших судорожных попыток общественных реформ, у нас в России появились школы с альтернативными моделями обучения. В них можно встретить замечательных учителей, директоров и, конечно же, познакомиться с расписаниями, насыщенными большим количеством названий новых предметов. Однако, зададимся вопросами: "Стоит ли за этим изобилием новая концепция, ориентированная на воспитание цивилизованного человека ? Чему мы обучаем наших детей ? Какие цели преследуем ? Для какой жизни готовим ?" Отсутствие социально-значимых смысловых ориентиров делает любую новую модель воспитания, в лучшем случае, - интеллектуалистской. А может быть, стоит подумать и о такой модели, которая предусматривает уважение суверенитета личности и предусматривает механизм предотвращения произвольного насилия со стороны учителя в процессе обучения и воспитания. Потому что, на сегодня, первым насильником в школе, по-прежнему, остается учитель. По-видимому, свободная личность может состояться только тогда, когда индивидуум осознает свое историческое назначение, когда избавиться от страха быть не таким как все. Но и этого не достаточно. От полной несвободы к анархии один шаг. И в этом коротком шаге нужно успеть подумать о других, которых ты вчера еще боялся, а сегодня можешь уже не принимать в расчет. На что же опереться в этом перешагивании ? Мне думается, что есть только одно основание, чтобы не упасть в пропасть, - это право другого. Только оно служит освободительной чертой, способный сохранить обществу жизнь, и смысл, и цель. Можно постулировать развитие творчества, индивидуальности и не видеть опасностей, которые стоят за этим. Мы, участники группы "Обратная связь" считаем, что нашей системе образования не хватает не столько системного, сколько личностно-смыслового подхода. Даже если, педагог пришел к детям со всеми методиками развивающими их самосознание, с полным набором ролевых игр, разработанными лучшими отечественными и зарубежными правозащитными организациями и педагогами-методистами - всего этого будет недостаточно для осуществления задачи воспитания гражданина. Потому что эта задача уже сейчас превратилась в руках наших чиновников, в затасканный лозунг, вызывающий раздражение, а порой и отчаяние, на фоне правового беспредела, как со стороны государства, так и со стороны его граждан. А общество, в котором насилие становится привычным делом, от хамства и насилия на улице до безответственных высказываний руководителей государства, влекущих за собой преследование, изгнание и даже смерть больших масс людей, общество которое не оказывает должного отпора ХАМУ на всех уровнях, от нравственного (в своем сознании) до юридического, - такое общество ждут тяжелые испытания. Цена жизни в таком обществе будет падать и это может повлечь за собой Холокост такого масштаба, который нам еще и не снился. |