Группа "Обратная связь"

Предыдущий Вверх Следующий

Новости
ПИКЕТ

НА

ПУШКИНСКОЙ

 

№4

Москва, январь 2003

Оглавление

Страничка редактора
"Урок на обочине" - Батенкова Елена
"Банальный здравый смысл" - Котова Анна
"С благословением... в бой!" - Бродский Дмитрий
"Нe убивайте дракона, или ещё раз о московском гербе" - Беляков Евгений

 

 

СТРАНИЧКА РЕДАКТОРА

В последнее время я замечаю: повсюду отчётливо идут процессы разделения русских и чеченцев (шире русских и других народов Кавказа). Мы сами, россияне, жители Материка Россия, рассматриваем Чечню как «не нас», как Остров, чеченцев - как другую ВРАЖДЕБНУЮ национальность, даже не как окраину.

Можно привести много фактов тому в подтверждение. Последние события, например, оценка теракта в Москве, яркий тому пример. В нашем восприятии гибель примерно полторы сотни москвичей перевешивает многие тысячи погибших за последнее время чеченцев (я имею в виду именно мирных чеченцев). Если большинство нас, москвичей, считает Чечню частью России, то было бы логично считать чеченцев такими же гражданами, как и, например, русских. Но это, как видим, не так.

В общественном сознании возникает образ России (той, к которой «мы» стремимся) отнюдь не как державы, строящейся по Конституции, день которой отмечали 12 декабря. Многие считают, что чеченцы должны быть выселены из Москвы и одновременно Чечня должна остаться в составе России. И никто из них не видит в этом никакого противоречия! Это означает, что чеченцы мыслятся (в идеале) как униженная, а некоторыми и как уничтоженная национальность, которая, во всяком случае, не должна быть равной «нам», русским. Это – просто социологические данные, просто факты, которые мы, порой, не даём себе труда обдумать.

Мне кажется – да я просто в этом уверен – что чеченцы после всего того, что натворила в Чечне наша армия, копят очень горькие, мягко выражаясь, чувства по отношению к русским. Меня часто очень удивляет, что чеченцы ещё и теперь могут сохранять к нам, русским, какие-то нормальные чувства. Не уверен, что сам в их ситуации был бы на это способен. И отнюдь не только я проецирую свои возможные реакции на чеченцев, ожидая «справедливой мести». Как только произошёл теракт на Дубровке, многие выдохнули: мы, мол, этого ожидали, удивлены только, что этого не случилось раньше…

 

Очевидно, что две наши национальности разделяются психологически. Можно сожалеть об этом, но невозможно это не замечать. При этом говорить о свободном вхождении Чечни в Российскую Федерацию – просто цинизм и лицемерие. Свободное вхождение предполагает полное право чеченцев жить в РФ там, где они захотят, и в том числе в столице. Но если чеченцев и принудят сказать «да» на готовящемся референдуме, то кто заставит сказать «да» чеченцам москвичей и санкт-петербуржцев? Мы всегда теперь будем бояться получить от чеченцев в ответ то, что сделали им сами, и этот страх сделает невозможным наше «совместное проживание».

На пикетах нам постоянно (на КАЖДОМ пикете!) москвичи – даже весьма интеллигентного вида - говорят о том, что чеченцы – нация преступников, что они там все такие, даже дети. Как в таких условиях вы предлагаете существовать вместе?

Сейчас в Чечне предлагают провести референдум о новой конституции. При такой постановке вопроса чеченцы, измученные ужасающим беззаконием, возможно, ответят «да», выбрав из двух зол наименьшее. Но если вопрос был бы сформулирован иначе, а именно: хотят ли чеченцы остаться в составе России, и были бы обеспечены условия свободного волеизъявления, тогда, я уверен, большинство чеченцев ответило бы «нет». Больше того, если провести референдум по всей России со следующим вопросом: «Хотите ли вы, чтобы Чечня осталась в составе России, то есть, чтобы чеченцы обладали всеми правами россиян, в том числе правом жить в любом городе России рядом с вами?» то, судя по социологическим опросам, большинство ответило бы «нет».

Это МЫ не хотим видеть в чеченцах (и кавказцах вообще) РАВНЫХ НАМ граждан. Это МЫ отделяемся от Чечни (от Кавказа), а не только Чечня от нас. Мы не хотим жить с ними на равных. И такое отношение сделал не теракт на Дубровке, это было всё уже ГОРАЗДО РАНЬШЕ, уже когда мы проголосовали за нынешнего президента в 2000 году, одобрив всё то, что делалось в Чечне.  Похоже, что мы их не любили гораздо больше, чем они нас.

Мы рано или поздно вынуждены будем признать, что уже давно Чечня в духовном плане ОТДЕЛЕНА от России, а это означает, что рано или поздно она будет отделена и политически. Если национальности и регионы не хотят жить вместе, никакие политики не заставят их «свободно соединиться» в федерацию. Хотим мы этого или нет, но всё это УЖЕ ПРОИЗОШЛО, и почти достоверно, что невозможно вернуть ситуацию назад (во всяком случае, в ближайшие десятилетия, а может быть, и столетия). Можно Чечню удерживать, платя за это трупами наших детей – но итог же всё равно будет один.

Вина за это – НЕ НА ПРАВОЗАЩИТНИКАХ, всегда призывавших к дружественным отношениям с Кавказом, а на властях предержащих, на ВОЕНЩИНЕ, а прежде всего - на готовности российского населения ответить согласием на любое предложение о «мочиловке». Тут у нас ТАКИЕ традиции, ТАКАЯ история! Нет, большевики не разрушили Имперскую Россию. Она  живёт в наших мозгах, и при любом удобном случае выплёскивается наружу.

Либо мы хотим видеть Россию СВОБОДНОЙ демократической федерацией РАВНЫХ народов, и тогда в каком «формате» в ней теперь, после всего произошедшего, могла бы быть Чечня? Либо Россия – старая царско-советская Империя, где Чечня – колония, а чеченцы – униженная и лишённая прав национальность, Россия, которой нечего делать среди европейских и иных ЦИВИЛИЗОВАННЫХ стран. Выбор нелёгкий, но НЕИЗБЕЖНЫЙ.

 


Батенкова Елена

Урок на обочине

Я стала чувствовать себя почти партизанкой, перешагивая по утрам порог школы, где работаю вот уже 10 лет. Это случилось как-то вдруг, совершенно неожиданно для меня, хотя, наверное, дата может быть названа вполне точно - 23 октября 2002 года, «Норд-Ост»…

Что же произошло? Почему, входя теперь в учительскую, я стараюсь как можно скорее ее покинуть, не разговаривая с коллегами?

Случилось то, что и должно было случиться. Война в Чечне стала главным вопросом для огромного числа людей, особенно не задумывавшихся о том, почему эта война началась, почему она продолжается и когда же, наконец, закончится? Многие мои коллеги считали, что война на Северном Кавказе  - это почти что неизбежность, что это крест России, что никуда от этого не деться. А пока дойдет очередь до нас… Глядишь, и пронесет! А у кого нет сыновей призывного возраста, так и вообще не о чем беспокоиться…

Но война пришла в Москву. Как же так? Чем же занимались  Президент и Правительство России 3 прошедших года, пока шла эта война? Почему, спустя 3 года после начала 2-й чеченской войны, случился этот страшный теракт на Дубровке? Что же делать дальше, чтобы этот кошмар не повторился, и не гибли ни в чем не повинные люди?

Согласитесь, это те вопросы, которые задает себе каждый нормальный человек!

В первый же день трагедии мне пришлось в учительской разговаривать с коллегами о случившемся. Практически все (!), а это  десяток учителей начальных классов, считали, что террористов нужно уничтожить, никаких переговоров с противником, и вообще - "Бросить на Чечню атомную бомбу"!

Вы скажете, что этого не может быть!

Может. Я этому свидетель.

Филолог, математик, учителя начальных классов были единодушны: "Этих чеченцев не переделаешь, они все бандиты, воры, наживаются на нас, все рынки заполонили"  и т. д.… А в классах у нас учатся как раз те, кто бежал от этой войны. И не только от этой: у нас много беженцев из Армении, Азербайджана, Грузии, Осетии, Туркмении, Узбекистана. Есть даже сербы, хорваты. В общем –  «горячие точки»! Я пыталась  возразить им, что так называемое «окончательное решение вопроса» - это вовсе не решение…  Этак Россия совсем останется в пределах границ «Московской Руси», не говоря уже о море крови и моральной катастрофе русского народа! Но на меня замахали руками: «Эти ваши разговоры о правах человека сплошной идеализм, это приносит только вред, потому что мы, русские, страдаем от наплыва этих «черных».

Я напомню Вам, уважаемый читатель, что место действия - Москва, средняя общеобразовательная школа, на дворе 2002 год.

Я ношу в школе значок – «Разорвем порочный круг насилия». Так знаете, какой вопрос мне задали? – «А разве с ними можно договориться? Они же ничего не понимают!»

На мои попытки рассказать, что же происходит в Чечне на фоне так называемой «антитеррористической операции», учитель русского языка и литературы ответила: "Я не верю, что наши солдаты способны на такое» (имеются в виду многочисленные безнаказанные факты грабежей и убийств, совершаемые под предлогом  проверки паспортного режима - так называемые «зачистки»). Очень часто мне говорят, что я сгущаю краски, преувеличиваю, что они (коллеги) ничего не знают, им неоткуда узнавать подробности, а по телевизору говорят совсем другое…

Стоит ли удивляться тому, что мои ученики 5-го класса  доказывали мне на полном серьезе справедливость  того, что «наша армия в Чечне защищает  территориальные интересы  России, что нам нужна их нефть, которая вовсе не их, а наша, и что они сами виноваты, что у них даже дети берут в руки оружие»…

А еще 2 года назад мои бывшие ученики собирали всем классом игрушки для детей - беженцев из Чечни, писали им письма, которые Анна Политковская отвозила в Ингушетию!

Мир изменился очень быстро.  Он становится ощетинившимся – черно-белым, а это очень опасно. Многие мои сегодняшние ученики - десятилетние прагматики - через два года станут законченными  циниками,  а еще через два…мне страшно подумать, с кем они могут оказаться. Их уже сейчас ждут ряды "Идущих вместе",  смешанные с футбольными фанатами. За кем они пойдут? Конечно же, за тем, кто даст им возможность не чувствовать себя ущербными, брошенными, а почувствовать сильными, - в общем, хозяевами положения! А в толпе всегда чувствуешь себя надежно защищенным… - до поры, до времени. А лидер, твой кумир, обещает тебе всего, чего так  жаждет твоя душа - власти, победы, славы.

Вот уже несколько лет, в конце второй четверти, я всегда предлагаю пятиклассникам написать  сочинение на одну и ту же тему,  - «Кто я? Какой я? Чего хочу в жизни?» Впервые за пять лет несколько человек не написали работу, сославшись на то, что они не поняли вопроса: «ЧТО ЗНАЧИТ: "Кто я? Какой я?"». «Это что, - спросил  меня один мальчик, - я сам о себе должен писать, а разве я знаю, кто я?» Он очень удивился, когда я задала ему один-единственный вопрос: «А разве у тебя нет имени и фамилии?»

Это был как раз тот мальчик, который уверенно заявлял мне, что мы должны «мочить этих чеченцев, чтобы они нашу нефть не забирали». Он не добрался еще даже до самого низшего уровня самосознания – осмысления своей человеческой уникальности возникающего в качестве рефлексии сформировавшейся потребности в самостоятельности (см. Бродский Д. «Некоторые психологические основания  социальной толерантности», в сб. «Права ребёнка и толерантность. Использование сообществ в рамках обучающего процесса». Ростов на Дону, 2002, с.150, или лучше на веб-сайте feedbeckgroup.narod.ru, проект «Ищу человека», раздел «Отношение к «другому» как «иному»). Он  не знает даже, что у него есть имя, отличающее его от другого, такого же, как он, но уже знает точно, что «НАШУ нефть воруют чеченцы, и за это они должны получить».

Я очень боюсь, что  уже опоздала и ничем не смогу помочь этому мальчику. Ведь  самые близкие люди - родители - не поднялись с ним вместе на эту первую ступеньку самосознания, на которой человек узнает себя как Единицу. Которая всегда останется Единицей, сколько бы раз ее не пытались сложить в разные суммы или вычесть, не задумываясь о результате.

 Ведь главное - что нефть наша… Да, и - чуть не забыла - территория тоже…

Москва ,  22 декабря 2002 года.

 

 


Анна Котова

 

Банальный здравый смысл

 

Среди моих знакомых есть люди, одобряющие чеченскую войну, и их немало. Наиболее распространено мнение: “Война - это плохо, но в данной ситуации силовой метод - единственный метод решения проблемы”. Однако вот что интересно: среди моих знакомых нет НИ ОДНОГО человека, который хотел бы, чтобы его дети, внуки, племянники и т.д. пошли служить в армию.

Таким образом, множество людей считает, что воевать надо, это неизбежно, но пусть это делает кто-нибудь другой. Мне представляется, что такая позиция не вполне честна, и это одна из причин, почему я против войны. Я убеждена, что в нашей армии моему мальчику делать нечего, и единственный случай, в котором я готова его туда отпустить - если ОН САМ захочет встать в строй. Я-то предпочла бы, чтобы он вообще не брал в руки оружие, и уж во всяком случае, не хочу, чтобы кто-то заставлял его это делать против воли. Но мой мальчик, хоть и любимый и единственный, ничем не лучше сотен и тысяч других любимых и единственных, и хорошо бы, чтобы всем им не пришлось воевать из-под палки.

Но о призыве как-нибудь в другой раз, не будем отвлекаться. Итак, имеем ситуацию “воевать надо, но только не моему ребенку”. Эта позиция, повторюсь, повсеместно распространенная, означает, что на самом деле даже горячие сторонники чеченской войны не видят в ней смысла. Что-то я не слыхала, чтобы во Вторую мировую войну такие настроения были распространены. Были и уклонисты, и дезертиры, но это был позор на честном имени человека и его семьи. На фронт уходили не только люди, подлежащие мобилизации по закону, но и хромые, и убогие, и близорукие, и однорукие, и старики, и мальчишки, и женщины... Люди точно знали, за что надо воевать, и что воевать действительно надо.

А сейчас - не знают. Предпочли бы, чтобы воевал сосед, а сами они обсуждали бы теоретические вопросы: как лучше бороться с терроризмом. Будто происходит все где-то в дальних краях - в Израиле или Ольстере каком-нибудь.

И в самом деле: ближе ли Чечня москвичу, чем Ольстер? Боюсь, что не ближе. Среднего москвича куда больше волнует наплыв всевозможных беженцев, чем какая-то стрельба где-то там. Если бы его ребенку не грозила опасность угодить в те бесконечно далекие края, где стреляют, то никакой разницы, Чечня или Ольстер, и не было бы. А поскольку ставить себя на место другого мы не слишком приучены, начинаются чрезвычайно популярные в столице разговоры: “Понаехали тут, и без вас тошно, сидели бы по своим Чечням” (Средним Азиям, Вьетнамам, Афганистанам - нужное подчеркнуть). И говорящий так не осознает, что от хорошей жизни из теплых южных краев никто бы в холодную Москву не поехал. У них там в их Вьетнамах, Чечнях, Средних Азиях растут персики, а то и ананасы, и без шубы, бывает, перезимовать можно... То, что все они “понаехали”, означает только одно: у нас  жить лучше, чем у них. По той же причине бабушки и деды возмущенного москвича уехали в город из родной деревни... Кстати, обратите внимание: что-то маловато у нас стало турков. Это сигнал: в Турции, значит, лучше, чем у нас...

Так зачем же воюем? Попробуем понять. Говорят, что воюем за нашу особо ценную территорию. Хорошо, допустим, что эта территория очень ценная. Почему нельзя было ее отдать в автономное управление, как Татарстан, например? Ведь была такая возможность в самом начале, перед Первой чеченской... Неужели в состоянии войны и разрухи от нее больше пользы, чем в состоянии мирного автономного устройства?  К сожалению, очень похоже, что так и есть. Вопрос только, КОМУ больше пользы? Уж не местному населению, которое норовит разбежаться куда угодно - хоть по месту прежней ссылки, в Казахстан. И России в государственном масштабе, мне кажется, от разрушенной Чечни толку мало. А вот некоторым конкретным людям... Неужели наши мальчишки гибнут за интересы этих отдельных конкретных личностей?.. Боже, как не хочется в это верить, но увы, это самый логичный вывод...

Говорят, что воевать пришлось, потому что чеченцы начали разбойничать на дорогах в неимоверных масштабах. Я не сомневаюсь, что поводы такие были. Сомневаюсь только в масштабах. Что-то слабо верится, что весь народ поголовно побросал свои мирные спокойные дела: рабочие - свои заводы, учителя - школы, нефтяники - скважины, крестьяне - сады и огороды, пастухи - стада, - и все дружно пошли грабить. Говорят, это такой национальный характер. Не берусь судить, каков в точности чеченский национальный характер, но они - люди, а все люди разные. Конечно, и грабители, и бандиты у них есть - у кого их нет? Но нисколько не сомневаюсь, что большинство чеченцев, как и большинство любых других людей, - обыкновенные обыватели, которые предпочли бы, будь жизнь спокойной, тихо заниматься своими маленькими делами, не высовываться, не знать, кто нынче у власти, и растить детишек. И делать это в своей родной деревне, в своем родном городе, на своей привычной улице, а не у черта на рогах - в Москве или в Рязани, которые для них такие же дальние края, как для нас - Чечня. Поэтому думается, что если появилась в свое время эта самая проблема грабежа на дорогах, ее можно было решить методами уголовного права: кого-то поймать,  кого-то посадить, не доводя до военных методов. К сожалению, это всеобщая проблема нашей несчастной страны: с неотвратимостью наказания у нас полный швах. Хватать за руку в самом начале, не давая маленькой преступности вырасти в ну очень большую, мы давным-давно разучились. Получается, что подавляющее большинство мирных обывателей страдает, потому что власти дали разгуляться криминальному меньшинству...

Говорят о похищениях людей и о рабстве. Ничего хорошего в этом нет. Но, во-первых, смотри пункт о грабеже на дорогах - сами вырастили маленькое чудовище в монстра, а потом давай мочить по сортирам. А во-вторых, те же проблемы были и в Средней Азии, и, вероятно, по абсолютному счету - в больших масштабах (сравните на карте Узбекистан с Чечней,,,), но это не помешало выдать Средней Азии куда больше суверенитета, чем просила поначалу Чечня. Что, узбекский хлопок и казахские полезные ископаемые менее ценны, чем чеченская нефть? Кто объяснит мне, почему раздача суверенитетов (помните: “берите столько суверенитета, сколько сможете”?) закончилась ровно в тот момент, когда Чечня протянула руку?

Говорят, чеченцы первые начали, вот нам и пришлось... Но истории взаимоотношений России с Чечней не десять лет, а больше ста пятидесяти. Даже в детской ссоре, начавшейся пять минут назад, бывает трудно понять, кто первый начал. Что же говорить о столь давних отношениях? И, если уж честно, начала первой Российская империя, когда ее интересы распространились на Кавказ.

История подчинения Чечни России (именно подчинения, это вам не добровольное присоединение Грузии или Украины, - что, кстати, не помешало им отвалиться при первой настоящей возможности) настолько долгая, тяжелая и кровавая, что даже идиоту должно было бы быть ясно: нельзя рубить этот узел сплеча, надо подумать, как его аккуратно развязать. Но нашим правителям думать было недосуг, лавры Александра Македонского всегда будут тревожить души вояк - руби! Решили справиться кавалерийским наскоком, как извечно принято у всевозможных генералов. А стрелять только начни - потом все труднее остановиться, копятся обиды, горе, слезы, хочется отомстить этим гадам, которые убили друга, брата... Вот и скачем который год...

Говорят: что ты все о прошлом, теперь поздно, остается только мочить. Они же наших в плен берут, голодом морят, головы режут! Они же взрывают дома и рынки! У них всех руки по локоть в крови, и разговаривать с ними уже бесполезно! Вот тут, граждане, всем рекомендую перечитать советские книжки о наших партизанах в тылу врага.

Не спешите бить меня за кощунственные аналогии. Просто сравните советскую литературу с сегодняшними чеченскими реалиями. Красный партизан был героем, захватывая языков и взрывая эшелоны, подбрасывая бомбы в офицерские клубы и гранаты - в проезжающие автомобили с подозрительными номерами. Он был героем, потому что боролся с захватчиками, нагло попиравшими его родную землю, убивавшими ни за что его родных и близких - мирных людей, не вовремя попавшихся под горячую руку. Он бил немцев только за то, что они немцы - на его исконной территории.

А теперь сравните героическое поведение наших партизан в тылу врага с терроризмом нынешних чеченцев. Параллели очевидны. Наш партизан окрашен для всякого россиянина, заставшего советскую школу (и для многих-многих, ее уже не заставших), в светлые тона, и это естественно: в самых тяжелых обстоятельствах люди не сдавались, боролись и в конце концов победили. Они были в тылу, не на фронте, но в тылу врага, и врагу этому спуску не давали. Мы, внуки и правнуки тех людей, уважаем их и признательны им за их несгибаемую борьбу.

А теперь еще раз о влезании в чужую шкуру. Раз поведение чеченских боевиков так напоминает партизан, может, они и есть партизаны? Да, они воюют не за Россию, а против нее. Но они воюют за ту самую свою деревню, свою улицу, на которой хотели бы мирно жить. Что же мы сами поставили себя в положение захватчиков, против которых ведется партизанская война?

Приходилось слышать: перебить их всех, и будет мир. Ну, во-первых, всех не перебьешь: многие разбежались, куда глаза глядят, и недосягаемы для наших мочителей. Во-вторых, история знает подобные попытки разрешения национального вопроса. Например, Гитлер так решал еврейский вопрос: пытался перебить их всех. Разумеется, не справился, ибо люди изобретательны, и многим-таки удалось разбежаться подальше. Зато в истории Гитлер остался с репутацией - хуже некуда. И сейчас спроси - кто самый мерзкий злодей всего человечества? Гитлер, - скажет множество людей по всему свету. Неужели нам хочется добиться таких же блестящих результатов? Чтобы еще несколько поколений вздрагивали при слове “русский”, как долго вздрагивали при слове “немец”? Наша политика в Чечне уже немало продвинула Россию и русских по этому крайне неприглядному пути, и если мы будем продолжать в том же духе, будет только хуже.

Теперь о том, с кем там можно договариваться. У них же у всех руки в крови! О чистоте наших рук как-то забывается. Что же, если не видно сразу, с кем можно разговаривать, значит, таких людей надо искать. Только не подсовывать своих, на которых клейма негде ставить, а именно искать. Если плох Масхадов - найдите более уважаемого человека. Если лучшего нет - значит, надо говорить с тем, кто есть. Сказал один умный человек: “Я делаю добро из зла, потому что его больше не из чего делать”.  Но думаю, зло не настолько уж абсолютно, как это кажется многим. Конечно, не стоит искать в маленькой стране, восемь лет ведущей партизанскую войну, ангела во плоти. Не без нашего участия все более-менее авторитетные люди воевали. Ведь они-то (в отличие от среднего москвича, с которого я начала сей опус) знают, за что воюют... И мир им, разумеется, нужен. За исключением тех самых отдельных конкретных личностей, которым, наоборот, нужна война, ибо она все спишет. Полагаю, что эти личности есть с обеих сторон... Не сомневаюсь, что найдутся люди, с которыми можно и нужно  говорить. Важно, чтобы за стол переговоров не сели те самые отдельные конкретные.

Из истории ясно одно: все войны рано или поздно когда-нибудь заканчиваются. Даже Столетняя война кончилась. Не хотелось бы, чтобы чеченская война побила этот рекорд. И очень хотелось бы, чтобы уже нашим детям не грозила участь пушечного мяса...

P.S. Напоследок пара утопических рецептов. А) Сформировать полк детей и внуков депутатов Государственной думы и послать их покорять Чечню. Спорим, война быстро кончится? Б) Добиться, чтобы война была невыгодна: не выделять денег “на восстановление”, взорвать нефтяные месторождения, победить взяточничество... Да что я! У нас да без коррупции? Мечтать не вредно...

От редакции. Признаемся, высказанные под конец предложения вызвали у нас некоторое замешательство. Но напомним: в системном анализе есть так называемый «принцип контринтуитивности», заключающийся в том, что верные, и, порой, спасительные рецепты обычно на первый взгляд кажутся абсурдными. Похоже, это – тот случай…

 

 

Дмитрий Бродский

 

С БЛАГОСЛОВЕНИЕМ… В БОЙ!

 

Существует ли «православный джихад»?

 

С принципами мирного урегулирования, которые сформулировал Российский общенациональный комитет «За прекращение войны и установление мира в Чеченской республике» 20 - 21 января 2001 г., вы, господа, всегда можете познакомиться на страницах газеты "За права человека" и  других изданий. Для этого достаточно  обратиться в "Центр А.Д. Сахарова",  Московскую независимую общественную библиотеку или в саму редакцию упомянутого издания. Эти принципы -  плод длительных усилий различных групп российского правозащитного и демократического сообщества по корректировке взглядов на  выход из войны в Чечне.

 Конечно,  они  не могут претендовать на  статус строгого алгоритма лечения известной запущенной болезни нашего общества. Однако, я надеюсь, что само их формулирование может  задать формат  размышлению о том, как "делать" мир, а не войну, в каком направлении вести дело и  каким инструментарием пользоваться в лечении чеченской раны.

    И всё же, несмотря на мою поддержку  данного документа в качестве члена указанного Комитета, я должен обратить ваше внимание на одно наиважнейшее условие мирного процесса, которое  не попало в поле зрения  нас, авторов этого документа, при его составлении.

Я имею в виду принцип деидеологизации обеих  сторон конфликта.

Мои сомнения, в силу которых я не решился высказать свое предложение на стадии  внутреннего обсуждения этого документа, рассеялись, когда я недавно (в ноябре 2002 г.)  прослушал беседу на радио "Свобода" журналистов с  одним из главных муфтиев России.

 Не давая оценку его позиции  в целом, я обращу ваше внимание на справедливость его упрёка в адрес федеральной армии и, в частности, федеральных войск, действующих в Чечне.

Как может многонациональная и многоконфессиональная  армия РФ находиться под духовным попечительством одной, пусть даже самой крупной из её конфессий,  Русской православной церкви?

 Как можно допустить, что священник РПЦ благословляет на бой «федералов»? Разве этим не демонстрируется характер ведения войны?

 И можно ли ожидать результативного мирного процесса, если федеральная российская сторона обращена к противнику не стороной единого для всех Закона, а традиционной имперской православной идеологией?

Между тем должен напомнить читателям, что лишь "52% россиян считают себя верующими, из них 50% православными" (Никандров Н.Д. "Нравственные уроки православия", Изд. "Педагогика", М., 1997, №3, с. 5). 

Таким образом,  только 25% условно православных жителей России (ибо, как сказал мне один последовательно православный  знакомый, большинство из заявивших  о своей православной приверженности не могут считаться оными по причине их не воцерковленности), пытаются диктовать образ мыслей и жизни  75% остальных россиян.

Не ползучая ли это узурпация власти в стране, если некие силы де-факто  делают православие государственной религией? Не личное ли дело каждого -  вера в сверхъестественные силы или   надежда на совесть и  силу разума  людей?

Таким образом, моё предложение сводится к тому, чтобы федеральная и сепаратистская чеченская  стороны, в качестве фундаментального условия  мирных переговоров,  продекларировали, что они будут вести их лишь на основании международного и российского права.

И далее…Мы, то есть правозащитное сообщество,  должны обратиться и к Думе, и к Правительству с требованием к ним  привести в соответствие с Конституцией РФ отношения РПЦ и государства.  В частности - отказаться от приоритета РПЦ в органах государственной власти - как от ситуации, несовместимой с принципами федеративного и светского устройства РФ  и опасной  для России, как подрывающей её целостность.

Принципы "единства в многообразии" и защиты любого формального или, во всяком случае, не тиранически настроенного меньшинства, по-моему, должны  стать основополагающим не только в деле мирного урегулирования в Чеченской республике, но и в решении всех государственных проблем России, если Россия намеревается в дальнейшем сохранять свою федеративную целостность.

От редакции:

Какой бы наша церковь ни была православной, она все-таки как-никак христианская. И существует доселе понятие христианского милосердия и сострадания, о котором, к несчастью, многие позабыли. И не может православная церковь быть ТОЛЬКО РУССКОЙ – вот ведь в чём дело.

И так хочется напомнить почтенному Патриарху Алексию ИСТИНУ ХРИСТОВУ, сказанную в Нагорной проповеди: «Блаженны миротворцы, ибо их нарекут сынами Божьими»! Но – стыдно. Неужели ОН – позабыл?

 

 

 

К Новому 2003-му Году на площадке, где стоит наш пикет, воздвигли огромную ёлку, мы даже плакаты вешали на ветки. И сразу стало странно так: ведь ёлка – это Мировое Древо, в корнях которого должен жить Дракон… Неужели наша непрочная цепочка пикетчиков – и есть тот Дракон? А вот и Драконоборец – милиционер! Даром, что не на коне, конная милиция патрулирует Манежную, к нам – не заезжает…

С Новым Годом! А вот и нечто вроде новогодней сказки.

Евгений Беляков

 

НЕ УБИВАЙТЕ ДРАКОНА

или

Ещё раз о московском гербе

 

 

…И они воззрят на Него, Которого пронзили...

Книга Захарии

 

…Ужо тебе!..

А.С.Пушкин, Медный всадник

 

 

Конный воин на гербе Москвы, пронзающий золотым копьём Змея, как нас убеждают – исконный русский символ, к тому же православный. Правда, это не совсем русский символ, так как в средневековье он был весьма популярен в Европе, и даже Ричард Львиное Сердце считал своим покровителем святого Георгия.

Кроме того, если присмотреться к московскому гербу, то замечаешь некоторые странности. Например, у «святого Георгия» почему-то отсутствует нимб. Может быть, это вовсе не святой Георгий? Тогда кто же это? Что за странная загадка?

Копьё этого неизвестного всадника на гербе воткнуто прямо в пасть бедного Змея, а перед сжатой ладонью – круглое кольцо: чтобы оружие не выскользнуло из руки. Очень кровожадная картина. Змей маленький, всадник огромный, большая лошадь с четырьмя опасными копытами – явное неравенство сил.

Жалко змеюку. Тем более что многие змеи у нас занесены в Красную книгу природы, и охота на них и их истребление – экологическое преступление. Но, скажут конечно, это ведь только СИМВОЛ. Охота на символического Змея – вовсе не призыв к истреблению редких пресмыкающихся.

Но что же тогда означает наш странный герб? В чём его смысл?

Дракон в старинных русских волшебных сказках и былинах олицетворял часто степняков-кочевников, их змеящееся по полям войско, блистающее доспехами как змеиной кожей (хотя, наверно, и русское войско не в меньшей степени напоминало змея). Если мы будем считать, что московский герб говорит об этом, то тогда его значение становится более чем сомнительным. Современная Россия – объединение большого числа народов, в том числе, например, русских и татар, а также народов Кавказа и Сибири. Согласно нашей Конституции, все субъекты Федерации равноправны. Война Леса и Степи – крупнейшее историческое явление, но оно не отражает идеалов и целей современной России! Ныне историческая задача русских, как её понимали Достоевский, Лермонтов, Пушкин, Владимир Соловьёв и многие другие русские мыслители – «ВСЕЧЕЛОВЕЧНОСТЬ», установление единства и дружбы народов, и, прежде всего народов, населяющих территорию России.

Борьба с «кочевниками» не наша цель. Это символ древней России-Руси подросткового периода. Ниже мы увидим, что эти слова носят очень даже буквальный смысл. Но, может быть, мы не выросли и остались страной-подростком? Неужели наши идеалы тоже «не выросли», остались на уровне тех драчливых князей, которые обожали сражения, заводились от любой драки с половцами и ежегодно ходили в походы на Степь?

Если мы – союз равноправных народов, то, что может означать в этом контексте московский герб? Не в старом ли дедовском, былинном смысле – как призыв давить инородцев - понимают его московские милиционеры? К чему же тогда удивляться, что они так быстро находят общий язык с подростками-скинхедами?

В наше время любой цивилизованный человек считает войну, во всяком случае, хотя бы неизбежным злом. Идея высокой ценности войн постепенно (но, правда, очень медленно) становится в общественном сознании АНАХРОНИЗМОМ вместе со всей военной символикой. Мы учимся смеяться над милитаристской озабоченностью политиков. Только неразумные дети кричат «Ура!», когда начинается война. Любой нормальный взрослый знает меру горя и тяжести, которые война несёт с собой.

Ещё Вольтер иронически охарактеризовал Георгия как «вечного друга войне». «Наш святой Георгий-каппадокиец, - писал он, - полковник на службе Диоклетиана, замученный, как говорят, в Персии, в городе Диасполе. Но так как у персов не было такого города, то позднее стали считать, что он был замучен в Армении, в городе Митилене. В Армении нет Митилены так же, как нет Диасполя в Персии. Но, во всяком случае, установлено, что Георгий был кавалерийским полковником, ибо его конь при нём и в раю».

Поскольку люди, как кто-то сказал, смеясь прощаются со своим прошлым, можно ли позволить себе надеяться, что уже в недалёком будущем люди расстанутся, наконец, со всеми своими инфантильными восторгами по поводу всяческих войн и побед? Ниже у нас ещё будет повод поговорить о смысле этого «инфантилизма».

Наконец, истолкование этой эмблемы как ОПРАВДЫВАЮЩЕЙ зверства и преступления, творимые военщиной в Чечне, слишком уж очевидно, чтобы не обращать на это никакого внимания. С давних пор Георгий был (и у нас, и на Западе) покровителем милитаризма. Главным российским военным орденом до революции 1917-го года был георгиевский крест. Чёрно-оранжевая лента его символизировала цвет огня и пороха.

В связи с этим возникает закономерно вопрос: чем руководствовались депутаты Московской городской Думы 1 февраля 1995 года, когда принимали решение о гербе города? Возможно, им замутила разум начавшаяся в Чечне война? Или они возжелали показать Западу свои воинственные замыслы? Во всяком случае, в тот миг они почему-то забыли, что некоторые традиции нашего отечества возрождать совсем не нужно. До каких же это пор мы как детсадовские дети и грибоедовские девушки будем кричать «ура!» и кидать в воздух чепчики при одной мысли о какой-нибудь войне? Голосуя за этот скалозубовский герб, власть открыла нам свои не слишком-то скрываемые приоритеты.

Вот ещё пример. Моих детей пригласили в московскую мэрию на Новый Год, как детей из многодетной семьи. Там им подарили прекрасно изданную книжку русских былин «Сказки о богатырях», пересказанных неким Иваном Панкеевым. Там я обнаружил такой эпизод. Илья Муромец подъезжает ко Днепру с Соловьём-разбойником, притороченном к седлу. «Вот они уже и на Днепре-реке, а перевозчицей тут другая дочь Соловья, Катюша. Просит её разбойник:

- Дочь моя любимая, Катюшенька, не перевози ты богатыря на другую сторону: проси раньше, чтоб отпустил он на волю твоего отца-старика, - тогда перевезёшь Илью на другой берег.

Слез тут Илья со своего бурушки, в левую руку взял шёлковый повод, а правой рвёт с корнем дубы крепкие; намостил из дуба мост через Днепр, сам перешёл и коня перевёл.

Вынул тогда Илья из кармана шёлковую плётку о семи ремнях, говорит перевозчице:

- Теперь мы с тобой, красная девица, рассчитаемся!

Ударил раз Катюшу – с ног она свалилась; ударил другой – ей и смерть приключилась».

Такая книжка от мэра Москвы – что-то вроде подарка полковника Буданова своей дочери на день рождения, правда, ТАМ девушку звали не Катюша, а Эльза. Какая разница? Так, может быть, НА САМОМ ДЕЛЕ змей – это девушка (Катюша? Эльза?), всадник – полковник Буданов, а копьё – известный фаллический символ? Но нет: полковник Буданов – это история несколько более поздняя, хотя, возможно, и произошедшая не без влияния нашего герба. Почему нет? Почему не предположить, что гербы вдохновляют людей на совершение определённых поступков? Разные гербы – на разные поступки. Иначе для чего они, гербы, вообще нужны?

2.

«Но это НЕ ФАЛЛИЧЕСКИЙ, А РЕЛИГИОЗНЫЙ СИМВОЛ! Не так уж важно, что нимба нет – это все равно святой Георгий! Во всяком случае наш герб неразрывно с христианством связан».

Если трактовать Драконоборца как христианский символ, то КАК ЖЕ БЫТЬ С ИДЕЕЙ СВЕТСКОГО ХАРАКТЕРА нашего государства, зафиксированного в Конституции России? Статья 14 её гласит: «1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Наши московские законодатели потому-то, вероятно, и решили, что всадник должен быть БЕЗ НИМБА, что стыдно им было так открыто нарушать Конституцию. Потому что, если всадник – христианский святой, то мусульмане или буддисты, например, могут подумать, что драконоборец борется с ними…

Змееборец – НЕ ТОЛЬКО христианский символ. Змей ведь – персонаж очень древний, чуть ли не такой же древний, как и само человечество. Есть смысл взглянуть на исторические истоки этого символа.

В.Я. Пропп в своих иследованиях исторических корней волшебной сказки разъясняет, что первоначально мотив Змея в мифах и сказках возник из ритуального «съедения» посвящаемого, при котором он некоторое время оставался в особом помещении («желудке» или «матке» змеи или рыбы). Там он знакомится с тайными знаниями (отсюда МУДРОСТЬ и библейская «ХИТРОСТЬ» змея), обретает некие мистические предметы, проходит тайные обряды. Затем посвящаемый выходил из этого помещения, и это означало, что он рождается второй раз. Этот древнейший мифологический и сказочный мотив можно истолковать так, что помимо биологического рождения человек в своей жизни переживает ещё и личностное (социальное) рождение.

Со временем от героя для воскрешения стала требоваться собственная активность. Например, в одной китайской сказке витязь бросается в пасть Дракону, обвязавшись мечами. Затем он начинает быстро вращаться и распарывает чрево поглотителя. В дальнейшем герой оказывается с самого начала ВНЕ чудовища – теперь он спасает девушку, которую приносят в жертву Дракону в обряде повышения плодородия…

Такова, согласно В.Я.Проппу, эволюция символа, но в этих исследованиях не рассматривается внутренний его смысл. Такое рассмотрение стоит искать в работах по исторической психологии. 

Психоаналитик Э.Нойманн, последователь К.Юнга, в книге «Происхождение и развитие сознания», в основном и посвящённой символу Змеи, так объясняет смысл уробороса (змеи, кусающей свой хвост). Это, считает он, мужское и женское начала в соединении, рождающем жизнь. Круг уробороса – символ рóдов, Первичного Яйца, из которого возник мир. Это рождение одновременно мира и психики индивида, ещё неразделимой с психикой родителей. Поэтому сражение со Змеем – это война детей с родителями, происходящая в каждой семье в любую эпоху.

Драконоборец – освобождающийся от родительской опеки подросток, превращающийся, но ещё не превратившийся в Личность. Взгляды Нойманна и Проппа переплетаются и взаимно дополняют друг друга – ведь и у Проппа змей – также элемент ритуала инициации, посвящения юноши во взрослую жизнь. Это, кстати, взаимно верифицирует обе работы.

Ещё у Фрейда в жизни любого народа предполагается ЭПОХА, когда дети восстают против родителей. Неизвестно, однако, происходило ли это НА САМОМ ДЕЛЕ в истории человеческих племен, однако точно известно, что это происходит в онтогенезе любой СЕМЬИ, в том числе и современной. Когда рождается ребёнок, он связан сначала сильнее с матерью, а потом и с отцом некоей трудно расторжимой духовной связью, которую психологи называют прама. Эта духовная связь есть ЗАМЕНА физического органа, которым эмбрион связан с матерью – пуповины. Согласно выдающемуся американскому психоаналитику Демозу, пуповина и есть ТОТ САМЫЙ первичный Змей, который в дальнейшем превращается в праму.

Весь сюжет жизни отдельного человека состоит в общих чертах в том, чтобы оторваться от своей генетической семьи и создать свою собственную, новую, повторившись в своих собственных детях. То, как это происходит, определяет очень многое в жизни человека, в том числе – его психическое здоровье.

Ребенок, подросток испытывает амбивалентные (двойственные) эмоции к родителям, что в конечном итоге приводит к РАЗРЫВУ ПРАМЫ, что и символизируется (в обрядах и снах) как БОРЬБА СО ЗМЕЕМ. Причём Змей в этом действе символизирует родительское начало, Отца. Этот процесс имеет две фазы: на первой человек ассоциирует себя с Драконоборцем. Это – фаза «ухода», когда материнское и отцовское начало попирается «подростком-витязем».

Первоначально личность, отделившаяся от племени, несла идею тотальной власти-свободы. Рядом с ней не могло быть другой «свободной» личности, а только ассоциирующие себя с ней служители. Это – первичное государство. Человек-Драконоборец становится служителем или персонификацией Государства, стоящего над всем и вся, в том числе и над самим собой. Тоталитарное государство – это инфантильное, НЕ ОСВОЕННОЕ, отчуждённое государство. Оно требует от индивида САМООТЧУЖДЕНИЯ, превращения в механического исполнителя, в винтик государственной машины. Даже когда властитель может сказать: «Государство – это я», он всё равно закабалён (самим собой, своей неограниченной «свободой»). Это и есть, как мы видим, то, что символизирует Всадник «на кони».

На второй стадии – он сам становится «отцом», то есть Змеем, представителем «внутреннего государства», думающим обо всех, но подвергающимся гонениям от «внешнего государства» - инфантильного Драконоборца. Он осознаёт, что СУТЬ ЛИЧНОСТИ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, «отцовство», которое символизируется, как мы знаем образом Дракона. Противоречие состоит, однако, в том, что в обществе представлены все фазы личностного роста: и Драконоборец, и Дракон-Отец. А В НЕКОТОРЫХ ОБЩЕСТВАХ первый доминирует.

Итак, Московский герб с его прославлением Драконоборца, согласно Нойманну, Фрейду и Демозу, должен трактоваться как символ подростково-юношеского периода в жизни человека или народа, что соответствует сказанному выше о его древнерусской актуальности. Это этап становления отчуждённого государства.

Раз мы принимаем символ Драконоборца, это значит, что по какой-то причине НАШ народ НЕ ВЫШЕЛ ( и не хочет выходить!) из состояния подростка, и погружён в вечную, никогда не прекращающуюся стихию борьбы со своей  «прамой», то есть с самим собой, со своей историей.

3.

Изгнание из Рая – рождение Личности, в той же мере это – уход. Это ОДНОВРЕМЕННО изгнание и уход, бегство. Это – второе рождение, которое должен пережить каждый человек.

О втором рождении мы можем прочесть в Евангелии от Иоанна: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится из воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

Очевидно, ритуал второго рождения – крещение, где человек рождается «от воды», где и живёт Змей (или Рыба=Левиафан=Кит, более привычный символ Христа, но нужно помнить, что рыба и змея, олицетворяющие водную стихию, взаимозаменяемы в мифах и сказках). И дальше Иисус продолжает, чтобы ни у кого не осталось сомнений, что Он ассоциирует Себя со Змеем: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому».

Речь идёт о медном Змие, которым Моисей победил нашествие живых змей на свой народ. Символ спасающего и охраняющего Змея очень древний – на головном уборе Осириса – кобра-охранник. Таким образом, Иисус объявляется Спасающим Змеем, побеждающим Сатану (то есть римского императора, незаконно присвоившего себе титул Змея-Помазанника – в некоторых латинских текстах римские императоры называются «христами»; амбивалентность смысла символа Змея люди глубоко чувствовали издревле, поэтому-то и появился вариант уробороса в виде двух змей, которые борются друг с другом). И Его пронзают копьём: «Один из воинов копьём пронзил Ему рёбра».

И вот ещё факт, который заставляет задуматься. Имя евангельского Пилата переводится как «копьеносец». Случайно ли? Пилат казнит Иисуса, олицетворяющего Истину. Так кто же изображён с копьём на нашем гербе? Неужто Пилат? Или такая этимология имени Пилата – случайность? А поучение Иисуса: «Будьте мудры как змеи» – тоже СЛУЧАЙНОСТЬ?

Известно также, что масло, которым помазывались иудейские цари (Христос – это помазанник по-гречески), было жиром нильского священного крокодила, то есть священного Дракона. Сам ритуал помазания – это акт создания мистической сопричастности (контагиозная магия), превращающий Иисуса в Священного Дракона. Да и само слово Мессия произошло, по-видимому, от имени священного шумерского варана Мус-хус. 

В христианстве, таким образом, изначально присутствовал символ Драконоборца. Но он был ПЕРЕОСМЫСЛЕН. Единый Бог=Отец+Сын+Дух Святой стал означать не Драконоборца, но Дракона, Который извивается в мучениях под копытами. Потому что Иисус призвал посмотреть на мир уже в новом (личностном) ракурсе ВЗРОСЛОГО человека, который САМ СТАЛ ОТЦОМ. Ведь предназначение каждого человека – стать родителем. И когда именно этот ракурс доминирует, очень хорошо осознаётся АГРЕССИВНО-ИНФАНТИЛЬНЫЙ характер существующего общества.

Так Драконоборец стал Драконоубийцей, но этого почему-то ПОЧТИ НИКТО НЕ ПОНЯЛ. Уж если и говорить о Драконоубийце как «христианском» символе, то это, скорее всего, такой же символ страданий Христа-Змея, как и крест. Но только в символе креста – одно действующее лицо: Христос, и Ему мы сочувствуем. В символе же Драконоубийцы два действующих лица (Отец-Змей и блудный сын, вставший над Отцом), и тот, кто нынче признаёт этот символ своим, сочувствует НЕ ХРИСТУ. Это означает: московский герб - это не христианский символ, больше того – это антихристианский, САТАНИНСКИЙ символ.

Ведь сатанизм – это «перевёрнутое» христианство, и его символом изначально был перевёрнутый и сломанный крест (а также перевёрнутая звезда). И если Драконоубийца (убивающей своего Отца сын) объявляется СВЯТЫМ, то это – переворачивание двойного уробороса, это – сатанизм.

4.

Создание собственной семьи и психологический отрыв от послушания «великим государственным интересам России», а также понимание, что эти интересы МОИ – две стороны одной медали. Не случайно и то, и другое – в одной связке основных проблем русской литературы девятнадцатого века. Среди произведений, отражающих эти два аспекта русской жизни «Отцы и дети» Тургенева и «Медный всадник» А.С.Пушкина.

Кстати, КТО ТАКОЙ МЕДНЫЙ ВСАДНИК? Драконоубийца: ведь у ног коня памятника извивается змея (русский народ). Пётр – не истинный Отец народа (все наши отцы народа – это, на самом деле блудные сыны народа): символы раскрывают эту тайну. Иисус называет Себя Сыном Человеческим, являясь ОДНОВРЕМЕННО и Отцом: вот взгляд истинно выросшего. А все наши Петры и Иосифы – это самозванные отцы народа, потому что нельзя быть ТОЛЬКО отцом. Только отец – это неправедно возомнивший себя отцом сын. Миссия истинного Отца – служение всем, сын же, возомнивший себя отцом, служит одному себе, считая себя государством (сущность автократизма: государство – это я) и потому принимая СВОИ интересы за государственные.

А.С.Пушкин одним из первых поставил (и, как я думаю, решил) важнейшую для России проблему взаимоотношений личности и государства. Каким «маленьким» видится в этой поэме человек, каким страшным призраком с грохочущими копытами – Пётр! И герой поэмы, Евгений переживает глубочайшее ПРОЗРЕНИЕ. Тайна этой поэмы состоит в том, что Евгений осознал себя Змеем (то есть вырос, стал ВЗРОСЛЫМ, но чтобы читателю не показались «странными» мысли Евгения, Пушкин представляет его сумасшедшим).

Евгений вздрогнул. Прояснились

В нём страшно мысли. Он узнал...

Того, чьей волей роковой

Под морем город основался…

…Кругом подножия кумира

Безумец бедный обошёл

И взоры дикие навёл

На лик державца полумира.

Стеснилась грудь его. Чело

К решетке хладной прилегло,

Глаза подёрнулись туманом,

По сердцу пламень пробежал,

Вскипела кровь. Он мрачен стал

Пред горделивым истуканом

И, зубы стиснув, пальцы сжав,

Как, обуянный силой чёрной,

«Добро, строитель чудотворный! –

Шепнул он, злобно задрожав, -

Ужо тебе!..»

Не случайно Евгений «злобно задрожал», он несёт амбивалентные ЗНАКИ Змея, как «силы чёрной»! Значит, А.С.Пушкин уже всё понимал! Пушкин своим «Медным всадником» говорит нам, что наше репрессивное государство – ПРОТИВОПОСТАВИВШЕЕ СЕБЯ ОТЦАМ  чудовищное дитя русского народа. «Ужо тебе!» говорит ему несчастный отец, но дитя не унимается.

 А мы – мы снова выбираем своим гербом «царя на кони», и снова и снова в тысячный раз повторяется всё та же мистерия отчуждённого от человека государства.

5.

Как правило, люди не понимают истинного смысла этого символа. Змей для них – символ Сатаны-искусителя, врага человечества. Но Рай, как легко понять, был всего лишь одним из вариантов ЧРЕВА ЗМЕЯ, генетическая семья, которую Адам обязан был покинуть, иначе он не смог бы создать собственной. Если бы Змей не «соблазнил» Еву, то как бы началась мировая история? Желая человеку добра, Бог-Отец не мог надолго и всерьёз запретить человеку стать тем, кем ему предназначено было стать. Только вот РЕШИТЬСЯ на это должен был он сам, потому что создан был СВОБОДНЫМ.

Вспомним, что диссиденты 60-70-х годов все поголовно были учёными и деятелями культуры, то есть не чуждыми Древу Познания! А некоторые даже были Нобелевскими лауреатами. Не логично ли считать, что Мудрый Змей – тоже ИХ символ?

Вспомним «Горе от ума», где московское общество ПОРАЖАЕТ несчастного Чацкого за ум и образованность. Так КОГО ЖЕ на самом деле поражает «св. Георгий» на московском гербе? Нашу русскую НАУКУ? Наше ОБРАЗОВАНИЕ? Наши СКАЗКИ? Нашу ЛИТЕРАТУРУ? Всё наше ДУХОВНОЕ? Ради медного истукана?

И когда на пикете ко мне подходят вполне приличные господа и говорят, что чеченцы все террористы, даже дети и женщины, что всех их нужно давить и убивать, и что Буданов – герой России, когда даже те, кто в прошлом были моими близкими друзьями, тянут ту же резину, я начинаю задумываться. Может быть, всё верно? Может быть, да, давайте оставим ЭТОТ герб Москве? Это и действительно – самый подходящий для Москвы герб. Только будем помнить, ЧТО он в действительности означает. Будем помнить, КАК здесь относятся к «уму», что здесь вряд ли кто сохранит рассудок, одним московским воздухом подышав, и не забудем, что здесь всегда бьют и унижают инородцев, себя считая во всём их выше. Что при виде камуфляжа в воздух чепчики бросают. Что и поныне топчет власть инакомыслие и инаковерие. Что здесь не верят слезам, и не раз кричали, и, если случится, вновь будут кричать: «Распни Его! Распни!» Что мы поныне живём в ЦАРСТВЕ ВОИНСТВУЮЩЕГО ИНФАНТИЛИЗМА. Ведь этот герб волею провидения стал нашим КЛЕЙМОМ, и настолько ослепил Бог людей, что они им гордятся.

 

Александр Седов

 

НЕ ВОЛКИ

(Отрывок)

 

Первый был хром и сед. Второй был молод и пьян.

(Господи! Не прокляни!)

«Семь бед – один ответ». Первый – прошёл сквозь Афган.

Второй – изведал Чечни.

 

А этот отстойный бар… И водка не горячит.

Не радует даже стриптиз.

- Ты помнишь: «Аллах акбар!»? Их баб, ревущих навзрыд?

Их деток – лицами вниз?..

 

- У «духов» горы – лютей…

- Чеченцы – почти земляки.

Резня всё ближе: «Прогресс!»

Так лихо наших парней «мочили» их старики!

Как дед мой – за Ржевом «эс-эс»!

 

Они – партизаны. А мы – как пешки в дурной игре

на залитой кровью доске.

Ведь это – их земли! Чумы страшней был бой на горе:

все жизни – на волоске…

 

«Зачистка»: трупы у стен… В той грязной каше из тел

забыл я, что значит «жаль».

Лишь помню: мальчик-чечен перед расстрелом пел

Высоцкого, «Вертикаль»:

«Отставить разговоры! Вперед и вверх! А там! –

ведь это наши горы! Они помогут нам!

Они помогут нам!..»

- Тот хмель никогда не пройдет: мы крови хлебнули, браток.

Геройски дрались… Зачем?

Там был генерал-идиот: под «духов» подставил наш полк.

Взрыв, госпиталь, а затем…

 

Был только внезапный свист. Потом – кровища, залп…

Мечты, надежды – «тю-тю!»

Любил я и брейк, и твист. Взамен мне Отчизна дала

поганую эту культю…

 

- Брат, бил я чеченов. А здесь полковнику замуж сдалась

любимая горячо.

Теперь – добыть бы мне ствол, да взять бы кого «на заказ»!

А что я умею ещё?

 

Мне нечем маму кормить. Она, как и я – инвалид.

Другая работа – гроши.

Давай по стакану! Жить – паскудно. Ещё и быт…

Всё прахом, мимо души…

 

 

ЗА УПОКОЙ

 

(К событиям в Москве 23-25.10.2002)

 

                        «До свидания мальчики!..»

                        «До свидания, девочки!..»

                                    Б.Окуджава

 

Бедные мальчики! Что вам теперь «Норд-Ост»,

где капитаны мужество обрели?

Ваши тела ожидает родной погост –

рана опущенной бедной русской земли…

 

Бедные девочки! Как безнадёжен ход!

Руки ломать в мечетях, плача навзрыд?

Ваших мужей, ваших детей – в расход!

Шаг. Инч-Алла! – И тянет живот пластид…

 

Мир вам, усопшие! Путин, кончай войну!

Будте вы прокляты, палачи стариков,

женщин, детей… Безмерную нашу вину

помни, планета, помни! – Во веки веков…                            

Анна Котова

 

Бомжеватый на вид,

В колтунах пальтецо,

Он кричал о любви –

Вы смеялись в лицо.

 

Он уняться не мог,

Всё хватал за грудки,

И брезгливый плевок

Утирал со щеки.

 

Мы не видели как

Наступил его час,

И занудный чудак

Снова

           умер

                   за нас.

Александр ГАЛИЧ

 

Пролетает по ночам ворон,

   Он бессонницы моей кормчий.

Если даже я ору ором,

   Не становится мой ор громче.

Он едва за пять шагов слышен,

   Но и это, говорят, слишком.

Но и это - словно дар свыше -

   Быть на целых пять шагов слышным!

    

 

 ДО ВСТРЕЧИ НА ПИКЕТЕ В СЛЕДУЮЩИЙ ЧЕТВЕРГ!    

 

 

Эмблема инициативной группы

Комитета антивоенных действий

(по мотивам чеченских притч)

Автор идеи Д. Бродский, художник Д. Масленникова 

Уважаемые читатели!

 

Предыдущие выпуски «Пикета»

вы можете найти на нашем сайте 

www.piket-na-pushk.narod.ru

Электронная почта: miplibrary@mtu-net.ru

 

Над выпуском работали:

редактор Е. Беляков,

Д.Бродский, Е.Батенкова.

 

Мы благодарим Михаила Кригера

за помощь в выпуске журнала.

 

 

Тир.100 экз.

 

 

Граждане, задумайтесь!

Идёт широкое наступление на наши права и конституционные свободы. Нас  лишают права:

bulletна жизнь
bulletна получение информации
bulletна защиту от произвола власти и националистической шпаны

Мы миримся:

bulletс ложью, оскорблениями и запугиванием  со стороны  власти
bulletс  коррупцией на всех уровнях
bulletс отсутствием честного правосудия
bulletс бесконечной  «антитеррористической операцией» против целого народа  в Чечне

Всё перечисленное происходит при нашем молчаливом согласии и на наши кровные деньги.

Так что же, будем молчать?

 

Комитет антивоенных действий

Группа «Обратная связь»