Группа "Обратная связь"

Вверх

Новости

«Сова Минервы вылетает еще не поздно»

(о книге Е.Т.Гайдара «Гибель империи. Уроки для современной России», М, 2007)


Название этого отзыва вызвано надеждой оспорить печальную мудрость Гегеля и его древних предшественников о том, что понимание уроков истории, как правило, приходит к людям, народам, всему человечеству лишь в сумерках старости, когда уже поздно и нет сил что-либо менять в своей судьбе. Смысл той мудрости примерно такой: «Птица богини мудрости Минервы - сова, а она прилетает к людям только в сумерках старости, ближе к ночи, когда уже нет сил что-либо менять».

Но упомянутая книга Е.Т. Гайдара мне кажется не только мудрой в своих предостережениях, но и своевременной, потому что верю: у России еще есть шансы изменить свою гибельную судьбу. Конечно, Гайдар не Минерва и даже не ее сова. Ошибки и ему, как человеку, свойственны, но звание доброжелательного и спешащего к нам на помощь предшественника совы он вполне заслуживает. Так что, давайте, постараемся поспешить понять и усвоить его уроки.

Конечно, Гайдар не единственный из провидцев, кого надо слушать, но его преимущества перед многими иными очевидны. Во-первых, он многое знает, умен и интеллектуально честен, что, к сожалению, встречается в России не очень часто. Во-вторых, жизнью он доказал, что способен принимать непопулярные государственные решения, не боится брать на себя за них ответственность, ибо уверен в своих убеждениях. С именем Гайдара связано одно из самых драматичных событий современной истории России - введение в стране свободных рыночных цен взамен уже обанкротившегося и разрушившегося «планового социализма». Конечно, в своих решениях Гайдар не был свободен и совершал ошибки, но нельзя забывать, что он действовал в рамках, диктуемых Ельцину его силовой командой.

Мне кажутся очень важными три первых главы. Изложу свое понимание.

1) В первой главе говорится о неизбежном в конечном итоге падении всех империй, ибо они могут существовать только непрерывно воюя и побеждая, неизбежно втягиваясь в войну против всех за покорение-замораживание всех соседей, т.е. всего мира. В такой войне невозможно победить принципиально (как невозможно по законам термодинамики заморозить до абсолютного нуля, до «нулевого порядка» весь мир. - В.С.) Но и остановиться в завоевании и организации всего мира по своим лекалам империя не может, как нельзя обойти второй закон термодинамики о неизбежном росте энтропии, т.е. самопроизвольном движении мира к хаосу, если к нему не будет подпитки энергией и информацией извне. Покоряя мир и остановившись в нем из-за непосильности довести покорение до конца (ведь любая империя, как любое человеческое создание, меньше бесконечного мира), империя тут же начинает разлагаться и гибнуть. Вечно длить невоюющую грубую империю невозможно. Но зато в нашем незамкнутом мире на потоках энергии и информации извне можно вечно поддерживать усложняющиеся порядки неравновесной жизни разных народов и их (добровольных государственных объединений, то есть) федераций. Это доказывает теорема Н. Пригожина о стремлении неравновесных процессов в незамкнутых системах даже к уменьшению энтропии. Взамен однозначно замороженных империй можно совершенствовать уже существующие живые традиции равноправного сожительства народов. Процесс этот непростой, опасный, связанный с необходимостью принимать новые решения на основе накопленных к данному историческому моменту знаний, - но другого пути для выживания в мире нет.

2) Вторая глава «Авторитарные режимы: причины нестабильности» посвящена раскрытию основных, хорошо известных, но сегодня легко забываемых конкретных причин гибели всех империй - Австро-Венгерской, Оттоманской, Российской (до 1918 года), а теперь вот и СССР. Они - в окостенении государственного аппарата, отсутствии свободного рынка и самоуправления людей, бюрократизации и неизбежно связанной с нею коррупции, борьба с которой силовыми мерами только добивает имперский плановый механизм. Совместная жизнь народов в такой коммуналке, по-существу, сравнима с настоящей тюрьмой. Все чувствуют себя обделенными, хотя на деле виновны в этом не соседи, а всеобщая и все углубляющаяся несвобода, подобно казарме в тоталитарном государстве под единоличным правлением «деда» - императора и его свиты. Причем все эти неизбежные ошибки «императоры», не могут исправить, даже если захотят.

Выход заключается в строительстве федерации или иного союза свободных государств, первой помехой которому является ностальгия по уже отжившей империи. Именно постимперские синдромы справедливо представляются Гайдару главной угрозой существованию России, как таковой. История падения Веймарской республики в Германии и прихода к власти гитлеровцев пугающе похожи на историю падения либерально-имперской* ельцинской России и прихода к власти деспотически-имперских* «путинистов».

3) Третья глава «Нефтяное проклятие» описывает непосредственные причины якобы неожиданной гибели СССР и, может, потому наиболее интересна и важна для нас, жителей богатой на природные ресурсы России. Большинство из нас с раннего детства привыкло гордиться огромной территорией России и большими ее природными богатствами. Гайдар же убедительно доказывает, что эти богатства оказываются причиной бед и несчастий не только России, но других подобных стран.

Объяснение такому парадоксу простое. Эксплуатация природных богатств, как правило, требует меньшего количества труда, чем создание законов, открывающих простор для предпринимательской частной инициативы населения. Контроль за эксплуатацией государству установить проще, чем взимание с подданных допустимых налогов. Степень зависимости государства в природно-богатых странах от своих подданных гораздо меньше, чем когда государство вынуждено жить лишь за счет налогоплательщиков

Природно-богатая страна дает возможность государству практически не зависеть от населения (даже частично кормить его за счет внешней торговли ресурсами) и на этой основе установить над ним свое полное господство, например, самодержавие, как традиционно было в России, что и стало ее главной бедой.

Но Гайдар особое внимание обращает на не долговременность экономического благоденствия, а вернее, паразитирования природно-богатой страны. Он начинает эту главу с рассказа о давно забытой нами, но хорошо известной в Европе, реальной и вместе с тем парадоксальной истории. О том, как обанкротилась и погибла абсолютистская Испания в 16-м веке, сразу после завершения Реконкисты и изгнания мавров, в результате открытия и присвоения золота и серебра всего Нового Света, на вершине своего богатства, не потерпев при этом никаких военных поражений. Эта история может быть сравнима только с историей банкротства и гибели СССР в конце ХХ века также без какого-либо серьёзного военного поражения.

Конечно, виной краха испанской империи стала не мировая торговля, а неспособность правящей испанской элиты извлечь из свалившегося на Испанию золотого дождя выгоду для будущего страны. Это произошло, скорее всего, из-за разбойного способа присвоения богатств и нежелания применить их в процессе модернизации производственных отношений. Хлынувший из Америки поток серебра и золота не обогатил, а разорил простых испанцев, когда привлек в их страну товары и продукты со всей Европы, более качественные и дешевые в сравнении с местными. В результате временно обогатилась властная испанская знать, европейские мануфактурщики и земледельцы, и даже наёмные работники, в то время как местная зачаточная буржуазия полностью разорилась, лишившись заказчиков. Потеряли работу и люди найма, вынужденные становиться солдатами и слугами за то же индейское золото. Можно считать, что на многие века испанский народ впал в инквизицию, распри и отсталость.

Практически ту же историю рассказывает Гайдар и про нас, русских в СССР - тоже замороченных, но не индейскими сокровищами, а больше сибирскими газом и нефтью. История начинается с хрущевских времен, когда правящая элита уже отказалась от сталинской изуверской практики морить миллионы своих людей голодом, путём ограбления крестьян и рабского подчинения в ГУЛаге, под сказки о строительстве коммунизма и уверения, что жить становится все веселее. В результате «вождям» пришлось мириться с тем, что превращенные в колхозников (государственных крепостных) крестьяне не могут, как ни поддерживай их, даже прокормить страну. Но вернуться к НЭПу и рынку наши хозяева так и не решались, да и было не обязательно, потому что появил &ась возможность зарабатывать волюту и оплачивать свои военные и прочие расходы за счет экспорта природных ископаемых, металлов, леса, рыбы, пушнины...

С середины 70-х годов СССР еще и «подфартило»: в связи с появлением ОПЕК (Организации нефтедобывающих стран) мировые цены на нефть и газ стали расти, и денег стало «почти хватать» не только на производство оружия, содержание бесчисленной армии и на покупку продовольствия, но и на поддержку союзников, пропаганду. Но, как всегда, траты растут быстрее, чем доходы - «хватало все меньше». Страна постепенно привыкала к своему неумению растить нужное количество хлеба, к продуктовому импорту и к фактической зависимости от Запада, что, в конечном счете, и сыграло свою роль. Спусковым крючком стала афганская война и прямая ссора с мусульманским миром и США.

Не исключено, что по совету последней Саудовская Аравия, а вслед за ней и вся ОПЕК в начале 80-х принимают решение увеличить добычу нефти и снизить цены на нее в 4 раза (до 8,5-9 долларов за баррель сырца). Соответственно снизились почти до нуля возможности СССР оплачивать продуктовый импорт в «лагерь социализма». Спасти страну от голода можно было лишь под краткосрочные кредиты у капиталистов, и обещания покончить с холодной войной. Прямое банкротство пришлось уже на годы Горбачева, что и обусловило его и Ельцина решения по демонтажу Варшавского блока и всего социализма.

Так и оказалось, что спустя три столетия после гибели испанской империи на золоте, почти также погибла советская (деспотически - имперская - прим. Бродского) Россия на нефти, а сейчас готовится повторить ту же судьбу, жиреющая на нефти и газодолларах (также деспотически-имперская - прим. Бродского) путинская Россия.

К сожалению, нас (российский народ и тех, кого народ выдвигает в качестве своей элиты - прим. Бродского) не учит не только чужой, но даже свой недавний печальный опыт.

В 18-м веке ученые английские политэкономы типа Адама Смита умели делать выводы из удручающего испанского опыта и преподавать их европейской молодежи.

Они-то знали, что случайно доставшиеся дары природы или разбойничья добыча могут быть даже губительными, если приучат страну полагаться не на постоянное производство своих простых продуктов и их экономное потребление, а на бездумное и безответственное пользование ими. Получив в руки, случайно доставшиеся богатства легко отказаться от своего трудного хлеба, но потом весьма трудно, а иногда и невозможно вернуться к жизни по средствам.

Вот уже скоро двести лет Пушкин пересказывает каждому из нас мысли Адама Смита, как их втолковывали Евгению Онегину его европейские учителя, но даже в пушкинских стихах они не доходили и не доходят до понимания не только отца Евгения Онегина, но и нас, сегодняшних:

«Зато читал Адама Смита.
И был глубокий эконом,
то есть, умел судить о том,
как государство богатеет,
и чем живет, и почему
не нужно золота ему,
когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог,
и земли отдавал в залог»

Сегодня в роли Адама Смита выступает Гайдар, предсказывая незавидное будущее России на примере гибели не только Испании 16-17 веков, но и гибели СССР всего-то 15 лет назад. Однако боюсь, что в очередной раз инфантильный «отец» (народ) его понять не сможет и землю будет отдавать за золото в залог (или свои московские квартиры будем отдавать в наем за баксы взамен своего простого бизнеса... а потом тратить на взятки взамен борьбы за права людей, союзов и территорий... ( Хотя я не считаю зазорным использовать, полученные от сдачи в наём своих квартир, деньги в качестве первоначального капитала при создании своего бизнеса или на учёбу. Мой пафос против потребительства в «чистом виде», к которому, увы, склонно большинство наших соотечественников. - прим. Бродского.) А власть на местах и в судах мы будем продолжать отдавать чиновникам и бюрократам просто - как всегда...

Что же нам делать, если согласиться с выводами Гайдара?

Я могу предложить лишь следующее, и скорее для себя ( как участника пикета против войны в Чечне и милитаристской политики Кремля):

- призывать всех похоронить навсегда все прежние силовые, имперские мечты о великодержавности России и своей исключительности;

- держать на пикете обращение к чеченцам, да и к иным угнетенным народам России, с просьбой извинить нас и наших имперских предков за все причиненные беды и несчастья;

- добиваться от российского и международного судов наказания виновных за преступления против человечества, за возбуждение расовой и иной ненависти, за ксенофобию, прежде всего наших силовиков, виновных в страшных преступлениях в ходе чеченских войн.

-Этим мы должны навсегда пресечь совершение впредь таких преступлений и тем помочь примирению наших народов;

- надо содействовать возникновению в России взамен нынешней имперской вертикали настоящей Федерации (или Союза) свободных территорий и народов путем заключения действительных, а не лукавых федеральных, а значит равноправных договоров всех субъектов РФ ( не выделяя Россию) при посредничестве и гарантиях международных органов (ООН или Соединенной Европы). Ресурсы территорий должны принадлежать, прежде всего, самим народам, на них проживающим;

- надо добиваться независимости суда и обязательного участия на всех судебных заседаниях присяжных заседателей, начиная с самых нижних уровней судопроизводства, выбора населением мировых судей, а также выборов им милиции, прочей местной власти и, конечно, безусловного обеспечения всех прав человека, включая его свободу мысли и свободу передвижения;

- на наших антивоенных и антифашистских пикетах следует обращаться прежде всего не к властям, а к прохожим. Прежде всего, начиная с себя надо добиваться активности и терпимости к инакомыслию самых различных людей на нашей Земле, стремиться понимать и конструктивно сотрудничать с ними, не исключая ваххабитов, коммунистов или иных сектантов (разумеется, если они не переступают черту права, соответствующего Всеобщей декларации прав человека).

Надо защищать их права и приветствовать их разномыслие, если оно не входит в противоречие с правом на жизнь и иные законные права людей

Это же касается и нас - членов общности правозащитников- противников войн и насилия. Только так, почти семьей, мы можем выжить как самостоятельно мыслящие существа и оказаться полезными и для других.

В.В.Сокирко т.: 354-13-21 06.02.2007г.


Под редакцией Бродского Дмитрия.

* Дефиниции: «либерально-имперская», «деспотически-имперская» и «тиранически - имперская» - для обозначения соответствующих ментальности, идеологии и политики, введены Д.Бродским. (см. Бродский Д. «Опыт типизации систем государственного устройства» (Бюллетень «Обратная связь», М., №4, с.с.4-9, 1991) и Бродский Д. «К вопросу о типизации государственных устройств» (Бюллетень «Обратная связь», М., №5, 1992, с.с.2-5).