Группа "Обратная связь"

[ Вверх ]

Новости


МИНИ «Петля обратной связи» ГАЗЕТА

Орган правозащитно - просветительской группы «Обратная связь»

Январь №4(7) 2008 года

Содержание номера:

1. Грозный - русский город? 2. О причине войны против Чечни. 3. Победа России в Чеченской войне.

1. Грозный - русский город?

Нам часто приходится слышать от людей, проходящих мимо пикета протеста против войны и государственного террора на Северном Кавказе: «Кавказ - это исконно русская территория, а Грозный - русский город». Возражений они, как правило, и слушать не хотят, машут руками или сурово качают головой - мол, совсем вы с ума посходили…

Но факты - вещь упрямая, с ними трудно спорить. Их надо осмыслить, понять, что же происходило и происходит с нами в нашей стране, и в какой стране будут жить наши дети?


События в Чечне (Ичкерии) 90-х годов XX века имеют глубокую предысторию.

Достаточно вспомнить слова классика русской литературы:

«Черкесы* нас ненавидят. Мы вытеснили их из привольных пастбищ; аулы их разорены, целые племена уничтожены.Они час от часу далее углубляются в горы и оттуда направляют свои набеги». (А.С.Пушкин «Путешествие в Арзрум»)

(* Объединительное название западно-горских народов Кавказа)

Подтверждением сказанного Александром Сергеевичем (современником начала имперской войны на Северном Кавказе) служит обширная статья старейшины гильдии юристов, Заслуженного юриста СССР и лауреата «Премии мира за активную деятельность, направленную на установление мира в Чечне, и за вклад в дело мира на Северном Кавказе » 2004 года, к сожалению, умершего недавно Абдулы Хамзаева. Статья эта была опубликована в газете «Кавказ» (N 265 за 1996 год) под названием «Над пропастью во лжи». Предлагаем вам, уважаемые читатели, выдержки из ее первого раздела «К истории вопроса»:

«Правда не всегда уместна. Правда порой опасна. Ради личной безопасности и относительного благополучия мне, чеченцу, чьих предков в исторически недалеком прошлом огнем и мечом приобщали к российской государственности, следовало промолчать с моей для российской власти неприятной правдой.<…> Я - чистокровный чеченец. Из древнего чеченского племени зумсо. Высоко в горах Чечни сохранились развалины древнего аула зумс, откуда мои прямые предкиво времена незапамятные сошли на плоскость. В излучине тогда полноводной, а с годами обмелевшей реки Сунжа мирно, никого не трогая, никому не мешая, неподалеку друг от друга стояли четыре маленьких аула. В одном из них родился в начале 19-го века мой прадед. В 1818 году в одночасье от четырех чеченских аулов остался лишь пепел: их спалил герой Бородинского сражения, лучший друг декабристов, русский генерал Алексей Ермолов. На том месте, где стояла бедная сакля моего прадеда, генерал соорудил себе землянку, а вокруг нее крепость.Для устрашения, по образному выражению Михаила Лермонтова, неустрашимых горцев свирепый генерал крепость окрестил: ГРОЗНАЯ.

Когда еще вчера безвестный «сын юриста», «знаток турецкого уголовного права» от вашего имени, люди русские, начинает вопить об «исконно русском городе Грозном», я часто вспоминаю мой сожженный мирный аул и моего прадеда, мальчишкой бежавшего из бушующего пламени. <…> Когда Руслан Хасбулатов (по новейшим изысканиям - прямой потомок Михаила Романова!) изрекал: «Мы государство создавали тысячелетием!», я вспоминаю повешенных предков и чеченский Урус-Мартан, который в минувшем веке (19 в.- ред.) четырежды сжигали строители «неделимой». <…> В том самом городе Грозном, что в 1818 году построен Ермоловым на месте им сожженных чеченских аулов, соорудили памятник генералу, а улицы вымостили чеченскими надгробными плитами: мстили мертвым ( как это по нашему - ред.), расправляясь с теми, кто сдачи дать не может. А потом десятилетиями изощрялись, делали все мыслимое и немыслимое, чтоб от чеченцев остались лишь одни фамилии. Но все это оказалось невинными цветочками, ягодки только-только сегодня стали созревать.

К чему такие воспоминания, к чему прошлое ворошить? А к тому, чтобы судить о настоящем, чтобы прогнозировать будущее, надобно познать досконально прошлое…»

О том, как начиналась первая война с чеченцами, читаем в статье «Кавказские войны» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона (1894 г.):

«Предпринятые нами набеги в Чечню не были одобрены императором Александром (Александром I- ред.), который повелел генералу Ртищеву стараться водворять спокойствие на Кавказе дружелюбием и снисходительностью. Однако, новый, с 1816 года назначенный начальник всех войск в Грузии, генерал А.П. Ермолов убедил государя в необходимости смирять горцев исключительно силою оружия, постепенно, но настоятельно… Русские отряды истребляли хищнические аулы, заставляя противников наших уходить все дальше и дальше от Сунжи… (И какая же последовала реакция чеченцев? - ред.) В 1825 году произошло общее восстание Чечни. В 1826 году был совершен ряд экспедиций в Чечню с вырубкой просек в дремучих лесах… и наказанием непокорных аулов. Этим и закончилась деятельность Ермолова, в 1826 году оставившего Кавказ. Ермоловский период справедливо считается одним из славнейших в истории кавказских войн…»

О какой же такой геополитической справедливости здесь идёт речь? Впору вспомнить известную басню И. Крылова «Волк и ягнёнок»… Это была военная экспансия имперского хищника в отношении тех, у кого недостаточно сил сопротивляться.

Спасительным лекарством от забвения того, какими мы были и какими быть нам не следует, если мы хотим быть принятыми Европой и просто физически существовать как страна, мы рекомендуем чтение наших великих поэтов и писателей…


М.Ю.Лермонтов. Из поэмы «Измаил-бей»:

«Какие степи, горы и моря оружию славян сопротивлялись?

И где веленью русского царя измена и вражда не покорялись?

Смирись, черкес! И запад, и восток, быть может, скоро твой разделят рок.

Настанет час - и скажешь сам надменно: «Пускай я раб, но раб царя вселенной»,…

Горят аулы: нет у них защиты. Врагом сыны отечества разбиты,

И зарево, как вечный метеор, играя в облаках, пугает взор.

Как хищный зверь, в смиренную обитель врывается штыками победитель.

Он убивает старцев и детей, невинных дев и юных матерей ласкает он кровавою рукой:
Но жены гор не с женскою душой. За поцелуем вслед звучит кинжал -

Отпрянул русский, захрипел и пал.

«Отмсти, товарищ» - и в одно мгновенье достойное за смерть убийце мщенье

Простая сакля, веселя их взор, горит - черкесской вольности костер…».

А вот так выглядела политика России на Северном Кавказе в середине XIX века под дланью Императора Николая I:

(По страницам повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат")

1) глазами русских:

"Император Николай распорядился стеснять горцев вырубкой лесов, тревожить

Чечню и сжимать ее кордонной линией... Во исполнение этого предписания тотчас же был предпринят набег на Чечню. Отряд состоял из четырех батальонов пехоты, двух сотен казаков и восьми орудий. Колонна шла дорогой…Горцы поспешно отступали, отстреливаясь от преследующих их казаков. Отряд пошел вслед за горцами, и на склоне второй балки открылся аул... Жителей никого не было. Солдатам было велено жечь хлеб, сено и самые сакли. По всему аулу стелился едкий дым, и в дыму шныряли солдаты, вытаскивая из саклей, что там находили, главное же, ловили и стреляли кур, которых не могли увезти горцы.... Офицеры сели подальше от дыма, позавтракали и выпили... После полудня велено было выступать....Песенники по ротам выступили вперед и раздались песни...На душе было бодро, свободно и весело..."

2) глазами чеченцев: "Вернувшись в аул, Садо нашел свою саклю разрушенной, крыша была провалена, двери и столбы галерейки сожжены, а внутренность огажена. Сын же его, красивый, с блестящими глазами мальчик... был привезен мертвым к мечети на покрытой буркой лошади. Он был проткнут штыком в спину... Благообразная женщина... теперь в разорванной на груди рубахе...стояла над сыном, царапала в кровь лицо и не переставая выла... Дед сидел у стены разваленной сакли и, строгая палочку, тупо смотрел перед собой. Он только что вернулся со своего пчельника. Бывшие там два стожка сена были сожжены, были поломаны и обожжены посаженные стариком и выхоженные абрикосовые и вишневые деревья и, главное , сожжены все ульи с пчелами. Вой женщин слышался во всех домах и на площади, куда были привезены еще два тела. Малые дети ревели вместе с матерями. Ревела и голодная скотина, которой было нечего дать. Взрослые дети не играли, а испуганными глазами смотрели на старших.

Фонтан был загажен, очевидно, нарочно, так что воды было нельзя брать из него. Так же была загажена и мечеть. И мулла с муталибами очищали ее. Старики-хозяева собрались на площади и, сидя на корточках, обсуждали свое положение. О ненависти к русским никто не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала и до велика, было сильнее ненависти. Это было непризнание этих русских собак людьми. И такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения.

Перед жителями стоял выбор: оставаться на месте и восстанавливать со страшными усилиями все с такими трудами заведенное и так легко и бессмысленно уничтоженное, ожидая всякую минуту повторения того же, или, противно и религиозному закону, и чувству отвращения, и презрения к русским - покориться им.

Старики помолились и решили послать к Шамилю послов, прося о помощи…"

Литературные материалы предоставил Виктор Сокирко

2. О причине войны против Чечни.

Известные эксцессы в Ичкерии (Чечне) конца 80-х - начала 90-х годов XX века

(усиление криминогенной обстановки, участившиеся случаи проявления грубого национализма со стороны части чеченцев) не могли быть достаточным доводом

(политической причиной) к началу войны против Чечни. Ведь подобные процессы, к сожалению, усиливались во всех республиках Северного Кавказа, Средней и Центральной Азии и Казахстана. Однако, эти эксцессы в Чечне стали сырьём для фабрикации пропагандистских материалов, используемых властью с целью обработки российского инфантильного общества, и послужили лишь идеологическим прикрытием, по существу, поводом для ее начала. Между тем, даже сторонники «усмирения» Чечни (об этом, в частности, свидетельствуют высказывания большого числа жителей Москвы, подходящих к пикету против войны на Кавказе) знают, что истинными причинами начала войны против Чечни были субъективно - экономические факторы, а попросту «из-за денег и нефти» (другими словами - «из-за наживы»).

И действительно:

Во-первых, с помощью войны с непокорным народом Ельцин и его подельники намеревались списать огромные денежные средства, украденные ими из бюджета нашей с вами страны ( в частности, якобы уворованные чеченцами по пресловутым «чеченским авизо»).

Во-вторых, война позволяла присвоить денежные средства, предназначенные для социальных выплат тем же жителям Чечни всех национальностей (в том числе и русским), но не выдаваемые им в рамках ельцинской политики экономической блокады дудаевской Ичкерии, а также прикарманить деньги, предназначенные на выплаты в Ичкерии по другим экономическим статьям.

В третьих, война открыла возможность в текущем времени воровать в больших масштабах под предлогом трат на перемежающиеся войну и «послевоенное» строительство, списывая сворованное со ссылкой на неразбериху и военные разрушения.

Была у клана силовиков, окруживших Ельцина, и своеобразная мечта - уничтожив «мятежников», добиться дармового использования территории Чечни для проведения по ней нефтепровода и газопровода в Грузию и Турцию.

Правда, и за последние 12 лет этого не удалось сделать, и в ближайшее время (пока у власти в России непредсказуемые временщики), я думаю, это не получится. Желающих вкладываться в «концерн «Черная дыра», я думаю, не найдётся. Трубопроводы можно будет провести лишь через многие десятилетия: прежние и потенциальные потребители найдут другие источники углеводородов, да и бессмысленно что-либо строить на территории, где перманентно «тлеет» и только расползается гражданская война. К тому же, судя по прослеживаемым тенденциям в отношениях между официальной Москвой и Грозным, уже видно, что «халявы» Кремлю не предвидится: за лояльность чеченской власти надо платить, в том числе льготами и преференциями.

Нынешняя федеральная власть вынуждена мириться с тем, что их ставленник - Рамзан Кадыров бросает им лишь жалкие брызги от той нефти, которую они совместно сосут из чеченской земли. Мы же, подданные Российской империи, денежки, вырученные за неё, вообще даже не увидим - это добыча хозяев. Бродский Дмитрий


3. Чеченская война закончилась - Россия в ней победила

Сотни тысяч российских солдат прошли через чеченский фронт, десятки тысяч не вернулись домой. Многие из наших героев отличились особой доблестью - они «мочили» мирное население прямо в их домах и на их земле, считая всех чеченцев террористами. Мы с вами можем быть довольны - Чечня осталась в составе России, власть Рамзана Кадырова контролируется Кремлем, миллионы рублей из нашего с вами нефтяного запаса уходят в карманы Кадырова на обеспечение лояльности Москве и немного - на восстановление разрушенного нашими бомбами Грозного, наших мальчиков не забирают на войну. Боевики отказались от борьбы за независимость, объявив исламский джихад всей России.

С победой вас, дорогие сограждане! Батенкова Елена

Москва. Январь 2008 г.

Материалы группы «Обратная связь» и Комитета антивоенных действий Вы можете получать по четвергам во время пикета «Против насилия, военных преступлений и терроризма на Северном Кавказе и во всей России» с 17.30 до 19.00 на площадке перед Новопушкинским сквером ( м.Пушкинская, ул.Тверская, на противоположной стороне от памятника А.С.Пушкину). Более полная информация о причинах, потерях, жертвах и следствиях войны размещена:

на сайте группы «Обратная связь» www.feedbackgroup.narod.ru, а также на сайте www.voinenet.ru

На сайте группы «Обратная связь» вы сможете также познакомиться с научными (философскими, психологическими, социологическими, политологическими), публицистическими и художественными работами, которые сфокусированы на проблемах отношений между людьми во всевозможных (в том числе в межнациональном и межклассовом) аспектах.

Желаем Вам мира в сердце и мирного неба над головой!

«Каждый имеет право на свободу <…> убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи

любыми средствами и независимо от государственных границ».

Всеобщая декларация прав человека